Описание экспериментальной системы уроков по изучению динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8, 10 классов

Статьи о педагогике » Динамика развития синестезии в речевой деятельности школьников 6,8,10 классов » Описание экспериментальной системы уроков по изучению динамики развития синестезии в речевой деятельности школьников 6, 8, 10 классов

Страница 3

Настя В. 10 класс

Лес начинает петь сонату, когда наступает лето. Весна уходит, уступая место молодому зеленому времени года, которое приносит с собой спокойствие и умиротворение. Восхитительные краски рождают в моем воображении звуки этой музыки. Сочные зеленые, голубые тона – цвета ясного неба и листвы, пурпурные и лимонные – цветов с бархатными лепестками, изумрудные и салатные – травы и молодых кустарников. Всё это сливается в единую неповторимую картину, которую можно увидеть только во сне. И только во сне ощутить этот незабываемый пьянящий аромат лета…

Как видим, сочинения учащихся получились разнообразными по тематике и по образному наполнению. Так, шестиклассники и восьмиклассники, описывали в основном не явления природы, ощущения или свое эмоциональное состояние, а опирались на словесное изображение предметных образов. Текст десятиклассницы Насти В., напротив, построен на ассоциативном ряду возникающих в ее сознании цветов и звуков.

По своему смысловому содержанию тексты учащихся всех классов богаты набором определенных ассоциаций. В сочинениях шестиклассников преобладают синтагматические (голубое небо, изумрудная трава) и внешние ассоциации, работы учащихся 8 класса насыщены как синтагматическими, так и звуковыми ассоциациями, в текстах 10 класса присутствуют все вышеперечисленные ассоциативные ряды, но в некоторых работах стоит отметить наличие внутренних и внешних ассоциаций, связанных с причинно-следственными отношениями (например, учащийся 10 класса Ефим Н., побывав у водопада, описывает свои воспоминания при взгляде на репродукцию картины).

Уроки № 2-4 (см. приложение) составляют основное звено в анализируемом комплексе, и каждый из них направлен на развитие одного из типа синестем. В качестве заданий учащимся предлагалось «раскрасить» буквы алфавита, дни недели, а заключительным этапом служило упражнение с применением элементов рисования. Для третьего урока нами был подобран материал, который позволил бы говорить о развитии у учащихся осложненных комбинаций ощущений. При работе с музыкальными отрывками, картинами и фотографиями необходимо было подключить все свои органы чувств для создания более эмоционального, яркого текста.

Нестандартные и яркие образы получились при работе с фотографиями. Предложенное фото клубники (см. приложение) в необычной вазе вызвало разнообразные ощущения у школьников:

Вика П. 6 класс

Клубника – моя самая любимая ягода. Мне нравится её сочный и сладкий вкус. Особенно хорош аромат спелой ягоды. На фотографии клубника кажется особенно сочной, немного прохладной и гладкой на ощупь. Так и хочется попробовать! А еще оригинальной мне показалась ваза, в которой лежат ягоды. Она привлекает внимание, поэтому картинка такая аппетитная.

Настя С. 8 класс

Очень красивая фотография, так и хочется попробовать изображенную ягоду на вкус, она кажется такой сочной, свежей. На ощупь она шершавая и холодная. Стекло вазы тоже кажется необычным, оно такое хрупкое и тонкое на вид, что страшно к нему прикасаться, чтобы не разрушить гармонию этой картины.

Женя Б. 10 класс

Сочный и сладкий вкус клубники сразу ощущается у меня во рту при виде этой фотографии. Я проглатываю ее, и на языке остается еще терпкий привкус клубничного сока. Хочется потянуться за второй ягодой, прохладной и гладкой на ощупь. Не знаю, можно ли так сказать, но изображение удивительно «вкусное». Прекрасная отборная ягода в изящной вазе привлекает к себе внимание. Прекрасно подобран фон, композиция фотографии. Мне очень нравится.

Проанализировав приведенные примеры, мы можем говорить о том, что у учащихся всех классов в той или иной мере развиты комбинации сложных ощущений, присутствуют синестетические способности, однако в силу различных причин у некоторых они недостаточно развиты. Так, значительная часть словесных ассоциаций у учащихся 6 и 8 классов обусловлена речевыми штампами, клише. Вербальные ассоциации отражают различные аспекты культурно-исторического опыта испытуемых (хрупкое стекло, гладкая на ощупь, сладкий вкус, ароматный запах и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Обучение одаренных детей в обычном классе
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть технологии «Труднейший первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независим ...

Влияние игры на формирование элементарных математических способностей
Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества пре ...

Творчество А.С. Пушкина в программе начальных классов
Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…». Небольш ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru