Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Статьи о педагогике » Коррекция лексической сочетаемости слов у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи » Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 4

Пo данным контрольного эксперимента, у детей экспериментальной группы показатели улучшились. Они отвечали, старались найти подходящее общее для двух предложенных слов. Хотя порой испытуемые называли слова, подходящие по смыслу только к одному из слов (собака и кошка — «мяукает и гавкает»).

Также отмечались повторы слов за экспериментатором (шумит и дует -«шумит»). Также в случае с глаголами «льется — журчит» наблюдались неточности в подборе слова (река, море, ручей), с существительными «снег -дождь» - падает.

Все дети смогли подобрать правильно существительное к словам «светит - греет». Практически все дети правильно сказали, что «одевается -обувается» (мальчик, девочка, я, бабка). Только один ребенок сказал, что это делает собака.

Таким образом, большинство детей экспериментальной группы после проведенной коррекционной работы справились с данным заданием на среднем уровне.

У детей контрольной группы данное задание так же, как и по данным констатирующего эксперимента, вызвало значительные затруднения.

Отмечается меньше ошибок при назывании глагола (например, «ести). Однако в ответах по-прежнему присутствуют не те части речи, которые задаются вопросом. Например, когда задается вопрос «что делают?», дети отвечают существительным. Меньше трудностей вызвали следующие пары слов: «кошка — собака», «светит — греет», «одевается — обувается». Однако у данной группы детей много отказов от ответов. Дети часто молчат в случае незнания ответа или говорят «не знаю».

Таким образом, большинство детей контрольной группы также справились с данным заданием на низком уровне.

Методика №5. «Добавление последнего слова в предложении»

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4,5 и таблице 12.

По данным таблицы 12, в экспериментальной группе большинство дошкольников с системными нарушениями речи (7 детей) выполнило данное задание на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 4 ребенка); детей с низким уровнем выполнения задания не выявлено (по данным констатирующего эксперимента - 6 детей); после проведения коррекционной работы выявлены детей с высоким уровнем - 3 ребенка. В контрольной группе большинство детей (6 человек) справились с заданием на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 4 человека); 4 ребенка - на низком уровне (по данным констатирующего эксперимента - 6 детей); детей с высоким уровнем выполнения задания не выявлено.

Таблица 12

Результаты исследования по методике «Добавление последнего слова в предложении» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента)

0

4

6

Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента)

3

7

0

Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента)

0

4

6

Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента)

0

6

4

После коррекционной работы дети лучше справлялись с заданием. Однако не все дети смогли правильно закончить предложение. Особенно это связано с предложениями: «Солнце светит .», «Кофта шерстяная, а шуба .», «Молоко жидкое, а сметана .», «Лимон кислый, а мед …». Только дети с высоким уровнем смогли справиться с данными предложениями. Они правильно подбирали слова, точные по смыслу.

У части детей, однако наблюдаются ошибки при подборе слов. Например, слова «очень сильно» лексически не сочетаются с словами «Солнце светит…». Некоторые вместо признака, выражающего материал изделия (меховая), называют его качество (мягкая, красивая). Одним из трудных слов является «густая».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Задачи, структура, содержание профессионального обучения
Задачи и основную направленность процесса производственного обучения необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с перестроечными процессами происходящими в общество, с учетом основных целей профес ...

Национальная доктрина российского образования как исторический итог «потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
Образование и просвещение, как его неотъемлемая часть, в социогенетическом и институциональном измерении есть исторический поток, норма которого определяет поток исторического здоровья нации. В этом ...

Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента
Целью констатирующего эксперимента было исследовать и выявить, как произведения русской сказки влияет на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем экспер ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru