Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Статьи о педагогике » Коррекция лексической сочетаемости слов у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи » Определение динамики и эффективности процесса по развитию лексической сочетаемости слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи

Страница 1

Цель контрольного эксперимента - произвести оценку эффективности коррекционной работы по овладению лексической сочетаемостью слов детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи,

В ходе контрольного эксперимента использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Задачи контрольного эксперимента:

1. исследование особенностей овладения лексической сочетаемостью слов после проведения коррекционно-развивающих мероприятий;

2. сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов.

В контрольном эксперименте участвовали те же дети, что и в констатирующем эксперименте: с детьми экспериментальной группы проводилась коррекционная работа по овладению лексической сочетаемостью слов, а с детьми контрольной группы данная работа не проводилась.

Результаты контрольного эксперимента представлены в приложении 4.

Методика №1. «Предикативный словарь»

Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 4.1 и таблице 8.

По данным таблицы 8, в экспериментальной группе большинство дошкольников с системными нарушениями речи (7 детей) выполнило данное задание на среднем уровне (по данным констатирующего эксперимента - 2 ребенка); 1 ребенок выполнил задание на низком уровне (по данным констатирующего эксперимента — 8 детей); после проведения коррекционной работы выявлены детей с высоким уровнем - 2 ребенка. В контрольной группе большинство детей (6 человек), также как и по данным констатирующего эксперимента (7 человек), справились с заданием на низком уровне; остальные дети - на среднем уровне (по данным контрольного эксперимента - 4 ребенка; по данным констатирующего - 3 ребенка); детей с высоким уровнем выполнения задания не выявлено.

Таблица 8

Результаты исследования по методике «Предикативный словарь» у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи (по данным констатирующего и контрольного экспериментов)

Уровень овладения лексической сочетаемостью слов

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная группа (по данным констатирующего эксперимента)

0

2

8

Экспериментальная группа (по данным контрольного эксперимента)

2

7

1

Контрольная группа (по данным констатирующего эксперимента)

0

3

7

Контрольная группа (по данным контрольного эксперимента)

0

4

8

После коррекционной работы дети экспериментальной группы стали лучше справляться с предложенным заданием. Дети подбирают более точные по смыслу глаголы. Ответы детей содержат только глаголы или словосочетания, отвечающие поставленному вопросу («кушают ложкой», «пишут кистью картины» и т.п.). Однако небольшое количество ошибок все-таки отмечается: дети подбирают глаголы в неопределенной форме или отмечаются ошибки в произношении глаголов («щетят», «шетинят» и т.п.).

Большинство детей правильно подбирают форму глагола для слов «нож» и «ножницы» - «режет» и «режут».

1 ребенок, справившийся с заданием на низком уровне, выполнил задание лучше, чем до коррекционной работы. Если во время констатирующего эксперимента он отказывался отвечать, то сейчас подбирал глаголы к некоторым словам, иногда допуская ошибки.

Таким образом, большинство детей экспериментальной группы справились с заданием на среднем уровне.

Большинство детей контрольной группы справились с заданием практически на том же уровне, что и во время констатирующего эксперимента. Они также подбирали глаголы близкие по смыслу, однако, не всегда сочетающиеся с данным существительным.

Глагол «рисует» по-прежнему подбирали к словам «ручка», «карандаш», «кисть», а глагол «режет» к словам «нож», «ножницы», «пила». Больше всего трудностей вызывают слова «молоток», «топор», «щетка».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Подготовка лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для ...

Высказывания об окружающем мире
Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить. Мир - огромный скотный двор, очистить который вовсе не так легко, как конюшни Авгия, ибо пока его метут, быки остаются в нем и наваливают новые к ...

Букет подходов
Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле песочная терапия становится привлекательной дл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru