Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента

Страница 2

+ и – обозначение согласен ребенок с героем или поступил бы по-другому.

Итоговые результаты позволили распределить всех детей по трем уровням социально-нравственного развития: низкому, среднему и высокому.

Для низкого уровня характерно следующее:

Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативное. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: семья, друзья, родные, история города, наблюдения за природой, животные и т.д.

При среднем уровне социально-нравственного развития:

Поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной для него обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Проявляет интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи, есть друзья и т.д.

Высокий уровень социально-нравственного развития отмечен следующими признаками: поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено;

ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения; охотно вступает в общение; умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров; правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь; нацелен на самостоятельность; проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, знаком с живой и не живой природой, есть навыки к ведению диалога.

После подведения диагностических итогов, можно наблюдать отличие нравственного восприятия ситуативных моментов у одного ребенка.

Задание №2. " Что такое хорошо и что такое плохо"_

Цель: исследования выявить отношение детей к хорошим и плохим поступкам.

Данное задание проводилось со всей группой детей. Детям было предложено посмотреть отрывки из сказки: "Морозко" и "Двенадцать месяцев". Полностью данные сказки дети слушали и разбирали по программе. После просмотра, детям задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. При затруднении ответа задавались наводящие вопросы. Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. Детям было предложено ответить, в каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? Какие хорошие черты характера дети заметили у положительных персонажей? После этого детям был задан вопрос: " Представь, что у тебя есть цветик – семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев? Все ответы фиксировались в протоколе. ( См. Приложение 2)

Задание №3. " Если б я был волшебником"

Цель исследования выявить, какое желание для детей являются самыми важными для своей семьи.

Для проведения эксперимента важно установить состав семей и их социальные отличия, а также взаимоотношения в семье. Вербальный вариант проводился с каждым ребенком индивидуально. В отдельную комнату приглашался ребенок, где ему предлагалось представить себя в роли волшебника. И что бы он пожелал изменить в жизни своей семьи или своих родных. При затруднении задавались наводящие вопросы и время подумать. Ребенок получал "волшебную палочку" для того, чтобы загадать самое главное желание. Все ответы фиксировались в протоколе. (Приложение 3)

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Логопедия об особенностях и возможностях овладения письменной речью
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития ...

Методические рекомендации по проведению кружка «Изонить»
Цель: Заинтересовать детей техникой изонить, сказать о мерах предосторожности, научить грамотно строить композицию, и сочетать цвета. Это занятие является вводным в проблематику данной программы. Рук ...

Особенности развития наглядно-образного, словесно-логического и творческого мышления школьников младшего школьного, младшего подросткового и старшего подросткового возраста
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, выступает как понимание речевой продукции (устной и письменной). По ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru