Цели, задачи и методика констатирующего эксперимента

Страница 2

+ и – обозначение согласен ребенок с героем или поступил бы по-другому.

Итоговые результаты позволили распределить всех детей по трем уровням социально-нравственного развития: низкому, среднему и высокому.

Для низкого уровня характерно следующее:

Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативное. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: семья, друзья, родные, история города, наблюдения за природой, животные и т.д.

При среднем уровне социально-нравственного развития:

Поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной для него обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Проявляет интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи, есть друзья и т.д.

Высокий уровень социально-нравственного развития отмечен следующими признаками: поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено;

ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения; охотно вступает в общение; умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров; правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь; нацелен на самостоятельность; проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника, знаком с живой и не живой природой, есть навыки к ведению диалога.

После подведения диагностических итогов, можно наблюдать отличие нравственного восприятия ситуативных моментов у одного ребенка.

Задание №2. " Что такое хорошо и что такое плохо"_

Цель: исследования выявить отношение детей к хорошим и плохим поступкам.

Данное задание проводилось со всей группой детей. Детям было предложено посмотреть отрывки из сказки: "Морозко" и "Двенадцать месяцев". Полностью данные сказки дети слушали и разбирали по программе. После просмотра, детям задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме. При затруднении ответа задавались наводящие вопросы. Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы. Детям было предложено ответить, в каких случаях у сказочных персонажей проявлялось плохое отношение к другим героям? Как узнать добрый поступок совершил герой сказки или злой? Какие хорошие черты характера дети заметили у положительных персонажей? После этого детям был задан вопрос: " Представь, что у тебя есть цветик – семицветик только с одним лепестком, какое бы желание ты загадал, чтоб помочь одному из данных сказочных героев? Все ответы фиксировались в протоколе. ( См. Приложение 2)

Задание №3. " Если б я был волшебником"

Цель исследования выявить, какое желание для детей являются самыми важными для своей семьи.

Для проведения эксперимента важно установить состав семей и их социальные отличия, а также взаимоотношения в семье. Вербальный вариант проводился с каждым ребенком индивидуально. В отдельную комнату приглашался ребенок, где ему предлагалось представить себя в роли волшебника. И что бы он пожелал изменить в жизни своей семьи или своих родных. При затруднении задавались наводящие вопросы и время подумать. Ребенок получал "волшебную палочку" для того, чтобы загадать самое главное желание. Все ответы фиксировались в протоколе. (Приложение 3)

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Методика обеспечения усвоения математических понятий
1. Формулировки многих определений (теорем, аксиом) учащимся понятны, легко запоминаются после небольшого числа повторений, поэтому целесообразно в начале предложить их запомнить, а затем научить при ...

Овладение пространственными представлениями
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Но ...

Отрицательное и положительное воздействие сверстников
Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями и ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru