Значение наследия Ушинского К.Д. в педагогике

Статьи о педагогике » Творческое наследие К.Д. Ушинского » Значение наследия Ушинского К.Д. в педагогике

Страница 1

В каждой сфере человеческой деятельности есть имена и личности знаковые, не только вызывающие уважение и поклонение, но и являющиеся высшим авторитетом, своеобразным компасом, по которому можно проверять правильность избираемого пути. В русской теории и практике образования это К. Д. Ушинский, педагог-демократ, основоположник отечественной науки, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Он глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Основание всей педагогической системы Ушинского составляет идея народности - «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах», имеющее «ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Статью «О народности в общественном воспитании» он начинает с глубокого анализа французской, английской, американской, немецкой систем образования и доказывает не только нецелесообразность, но вредность механического перенесения чужеродных принципов на русскую почву, рабского подражания заёмным иноземным образцам. При этом Ушинский был органически чужд шовинизму, славянской национальной ограниченности. Признавая закономерность и необходимость использования достижений других народов, педагог подчёркивал, что оно «…. оказывается безвредным только тогда, когда основания общественного образования твёрдо положены самим народом», а «…воспитателю остаётся только черпать из этого богатого и чистого источника».

Многие педагогические высказывания Ушинского К.Д. были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению.

Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними" .

Итак, целью нашего исследования было:

1. изучить литературу по теме исследования;

2. дать содержательную характеристику идеи народности;

3. проанализировать элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д. (труд, родной язык, народная школа, женское образование).

Константин Дмитриевич Ушинский по праву считается создателем народной школы в России. Все общепедагогические и дидактические вопросы он решал с точки зрения служения интересам своей Родины, своего народа, руководствуясь девизом: “Сделать как можно больше пользы своему отечеству — вот единственная задача моей жизни”. Ушинский исходил из того, что воспитание должно охватывать все подрастающее поколение в порядке обязательного обучения, давать ему реальное образование и “приготовлять к труду в жизни”. Центральное место в формировании человека принадлежит родному языку. Созданный великим педагогом учебник “Родное слово” оказал огромное влияние на развитие русской начальной школы. Задачу педагогики Ушинский видел в том, чтобы реализовать высшее предназначение человека, раздвинуть пределы его физических, умственных и нравственных сил. Он неоднократно подчеркивал, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях. Ушинский К.Д. предостерегал об опасности грядущей бездуховной вследствие подмены нравственности мировоззрением. Это может иметь катастрофические последствия для человеческой цивилизации. По его убеждению, без нравственных оснований государственные, юридические, общественные и другие институты успешно функционировать не могут. События последнего времени лишний раз доказывают справедливость данного предостережения.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Концептуально - содержательные методические аспекты
Информатизация общества, согласно А.И. Ракитову, представляет собой процесс прогрессивно нарастающего использования информационной техники для производства, переработки, хранения и распространения ин ...

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек ...

Метод геометрических мест
Математическая сущность метода геометрических мест весьма проста. Она состоит в том, что искомая точка определяется как точка пересечения некоторых двух геометрических мест (или иногда как точка пере ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru