Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы

Статьи о педагогике » Экологическое воспитание детей на уроках в начальных классах » Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы

Страница 1

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценности ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе рассказа, беседы экологического содержания актуализирует знания детей, расширяет и углубляет их, выявляет новые грани взаимодействия человека и природы. Включение в беседы информации о негативной и позитивной деятельности человека в природе, способствует формированию у детей умения оценивать эту деятельность и прогнозировать её последствия. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Практические работы на уроках включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей. Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. На уроках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей. Схемы могут быть различными: в рамках даны изображения объектов природы, с помощью стрелок ученик показывает связи между ними; на доске прикреплены таблички, на которых написаны названия объектов природы, например, трофическая цепь:

комары лягушки аист

Дети показывают стрелочками связи между живыми объектами. Записи слов, рисунки схем делаются на доске – дети соединяют нужные объекты стрелочками.

Содержание воспитательной работы реализуется через такие её формы, как учебные задания, наблюдение за явлениями в природе и объяснение причин их возникновения, выявление взаимосвязи между сезонными изменениями в природе, заполнение календаря природы, игры и игровые ситуации экологического содержания, посильный общественно полезный труд.

Одним из эффективных средств экологического воспитания младших школьников являются учебные задания, направленные на:

- формирование знаний об объектах природы, взаимосвязи природы и человека;

- формирование оценочных суждений и ценностных ориентаций;

- формирование знаний о мерах по охране природы.

Важную роль в воспитательном процессе играют умения по охране природной среды и поведению в природе, формирование в процессе организации практической деятельности учащихся.

В ходе экскурсий происходит ознакомление с природой родного края, выявление её особенностей. Экскурсии могут включать элементы заочных игр-путешествий по родному краю. При этом расширяются представления о природных богатствах края, разнообразии и красоте его природы. Экскурсии могут включать и элементы поисковой работы.

Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «экологическая тропа» - это маршрут в парке, лесопарке и т.д., который прокладывается так, чтобы на нём были места и естественной природы, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнить естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Работая на «экологической тропе» экологическое воспитание имеет не только информационный, но и деятельностный характер; ребята участвуют в посадке растений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы и т.д. Кроме этого, такое посещение природы даёт возможность организовывать и проводить исследовательские работы – изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребёнка формируется понятие о развитии объектов, о процессах происходящих в природе; проводить опыты как длительные, так и кратковременные; прогнозировать последствия деятельности человека; оценивать результаты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...

Технология саморазвивающего обучения
Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.). Технология саморазвивающег ...

Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru