Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Страница 2

б) вольнолюбие

в) пейзаж

г) тема одиночества

После изучения стихотворения Лермонтова учащиеся подробно ознакомились с понятием о композиции художественного произведения и аллитерации.

Фрагмент урока.

1. Пояснение учителя.

Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:

"По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий!"

Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, "озвучить" её, передать чувства. Выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Записываем определение в тетради.

- С какой целью употреблена аллитерация?

(Аллитерация помогает "услышать" тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев).

- Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

(Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, во второй-картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу).

Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Читаем статью учебника-хрестоматии о стихотворении "Тучи". Учитель выразительно читает стихотворение.

- Как вы понимаете слова "степью лазурною"?

Заглядываем в толковый словарь: "Лазурь – светло-синий цвет, синева". "Степь лазурная"– простор неба.

Выражение "степью лазурною" употреблено в переносном значении, потому что между обозначаемыми понятиями есть сходство – в данном случае – бескрайность просторов неба и степи. Такие выражения называют метафорами. Записываем определение метафоры в тетрадь.

Метафора – один из основных тропов художественной речи, в котором слова и выражения употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Примеры "потерял голову, торговая сеть".

- Есть ли ещё метафоры в этом стихотворении?

("Цепью жемчужною" представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей напоминающие нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу).

В процессе изучения творчества М.Ю. Лермонтова мы научились сопоставлять различные типы стихотворений по их содержанию и идейной направленности, находить в них общие черты. Для этого возьмём стихотворение Лермонтова "На севере диком…", которое является переводом, и сопоставим его с оригиналом – стихотворением Г.Гейне "Сосна".

Фрагмент урока

1. Рассказ учителя:

Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение "На севере диком…". Это был перевод стихотворения великого немецкого поэта Гейне "Ein Fichtenbaum" ("Сосна"), написанного в 1822 г. Это стихотворение входило в большой цикл стихотворений о любви: к любви героя причастен весь мир, вся природа пронизана любовью. В стихотворении Гейне "Сосна" выражена горечь неразделенной любви. Вот подстрочный перевод:

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дрожит , белым покрывалом

Окутывают её снег и лёд.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

Грустная, печальная интонация стихотворения Гейне передает чувство одиночества и тоски по далекой возлюбленной ("Ein Fichtenbaum"- "сосна" в немецком языке мужского рода). Образ сосны аллегорический, с помощью этого образа поэт выражает собственные лирические переживания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Понятие поисковой активности
Одной из важных характеристик, позволяющих судить о сформированности жизненной позиции, является способность к построению такой системы взаимоотношений с окружающим миром, при которой возникновение с ...

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным ...

Объём и содержание понятия. Классификация понятий
Объекты реальной действительности обладают: а) едиными свойствами, выражающими его отличительные свойства (например, уравнение третьей степени с одной переменной – кубическое уравнение); б) общими св ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru