Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий

Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий – одна из важнейших задач изучения литературы в школе, та как правильное понимание теории литературы обеспечивает полное и правильное формирование представления о литературе у учащихся

В исследовании мы решили сузить тему до изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях. Мы сделали это по двум причинам: во – первых – лирика богата теоретико-литературными понятиями в области изобразительно-выразительных средств; во-вторых, при изучении лирических произведений ученики намного легче усваивают теоретический материал, чем во время изучения других жанров литературы.

Объяснению этих понятий, на наш взгляд, уделяется мало внимания на уроках литературы. Применению и закреплению их на практике так же не уделяется достаточное количество времен

Эта работа зачастую сдерживается отсутствием, как четких теоретических ориентиров, так и недостатком пособий, конкретных методических рекомендаций с описанием приемов и форм работы с теоретико- литературными понятиями на уроках литературы, а так же их разрозненность. В тех же редких случаях, когда вниманию заинтересованных проблемой учителей предлагается описание опыта использования данного материала на уроках, в представленных методических материалах далеко не всегда прослеживается система. Эти рекомендации касаются среднего звена школы, в котором проводилось исследование. Несмотря на несомненную важность поднятой проблемы, в используемых материалах отсутствует четкая организация, необходимая для достижения цели. Этим и определяется значимость нашего исследования.

Основная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования теоретико-литературных понятий в лирических произведениях на уроках литературы для духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена.

В дипломной работе мы выявляли возможности использования дополнительного теоретического и практического материала по теоретико-литературным понятиям, касающихся лирических произведений.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:

1.) Изучить педагогическую и специальную литературу по данной теме;

2.) Дать анализ учебных программы по литературе с точки зрения темы исследования;

3.) Показать значение формирования у учащихся системы теоретико-литературных понятий;

4.) Определить основные направления применения дополнительного материала для конкретизации и обобщения теоретико-литературных понятий на уроках литературы;

5.) Разработать методические приемы, имеющие практико-ориентировочный характер: тематическое планирование с включением компонентов, направленных на более подробное изучение теоретико-литературных понятий; фрагменты уроков;

6.) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования изучения теоретико-литературных понятий для общего понимания школьного курса литературы;

Объект исследования: процесс обучения на уроках литературы;

Предмет исследования: методы и приемы, используемые для повышения уровня знаний о теоретико-литературных понятиях у подростков.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений будет эффективно при соблюдении определенных условий, к которым относятся:

- правильный отбор содержания материала;

- определение места использования теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений;

- соотношение материала о теоретико-литературных понятиях с содержанием темы урока;

При работе над задачей использовались теоретические и практические методы:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- педагогический эксперимент;

Работа проводилась в несколько этапов:

Первый этап был посвящён изучению психолого-педагогической и литературоведческой литературы;

На втором этапе проводилась работа по изучению состояния проблемы в практике работы в школе.

Третий этап – разработка фрагментов уроков с включением материала по обобщению и конкретизации теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.

Теоретическое значение работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по заявленной теме.

Практическая значимость работы в том, что разработка тематического планирование уроков литературы с включением компонента обобщения и систематизации теоретико-литературных понятий, составлены фрагменты уроков литературы с включением материалов, касающихся более подробного изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях, которые могут быть основой для творческого использования в практике работы в школе.

педагог знание школьник литературный

Статьи по теме:

Характеристика методов и выборки исследования
правовой культура школьник воспитание Основным методом исследования является опрос – анкетирование. Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодейст ...

Методы решения задач на построение
К основным методам решения задач на построение, изучаемых в средней школе, относятся: 1) Метод геометрических мест. 2) Методы геометрических преобразований: а) метод центральной симметрии; б) метод о ...

Значение окружающей среды в развитии личности молодого человека
Проблема подростка кроется не в слабости воли, а в слабости целей. Познавательная активность подростка (его цели) существенно ограничены рамкой классно-урочной системы школьного образования. Поэтому ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru