Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий

Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий – одна из важнейших задач изучения литературы в школе, та как правильное понимание теории литературы обеспечивает полное и правильное формирование представления о литературе у учащихся

В исследовании мы решили сузить тему до изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях. Мы сделали это по двум причинам: во – первых – лирика богата теоретико-литературными понятиями в области изобразительно-выразительных средств; во-вторых, при изучении лирических произведений ученики намного легче усваивают теоретический материал, чем во время изучения других жанров литературы.

Объяснению этих понятий, на наш взгляд, уделяется мало внимания на уроках литературы. Применению и закреплению их на практике так же не уделяется достаточное количество времен

Эта работа зачастую сдерживается отсутствием, как четких теоретических ориентиров, так и недостатком пособий, конкретных методических рекомендаций с описанием приемов и форм работы с теоретико- литературными понятиями на уроках литературы, а так же их разрозненность. В тех же редких случаях, когда вниманию заинтересованных проблемой учителей предлагается описание опыта использования данного материала на уроках, в представленных методических материалах далеко не всегда прослеживается система. Эти рекомендации касаются среднего звена школы, в котором проводилось исследование. Несмотря на несомненную важность поднятой проблемы, в используемых материалах отсутствует четкая организация, необходимая для достижения цели. Этим и определяется значимость нашего исследования.

Основная проблема исследования: каковы педагогические условия формирования теоретико-литературных понятий в лирических произведениях на уроках литературы для духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена.

В дипломной работе мы выявляли возможности использования дополнительного теоретического и практического материала по теоретико-литературным понятиям, касающихся лирических произведений.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда частных задач:

1.) Изучить педагогическую и специальную литературу по данной теме;

2.) Дать анализ учебных программы по литературе с точки зрения темы исследования;

3.) Показать значение формирования у учащихся системы теоретико-литературных понятий;

4.) Определить основные направления применения дополнительного материала для конкретизации и обобщения теоретико-литературных понятий на уроках литературы;

5.) Разработать методические приемы, имеющие практико-ориентировочный характер: тематическое планирование с включением компонентов, направленных на более подробное изучение теоретико-литературных понятий; фрагменты уроков;

6.) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования изучения теоретико-литературных понятий для общего понимания школьного курса литературы;

Объект исследования: процесс обучения на уроках литературы;

Предмет исследования: методы и приемы, используемые для повышения уровня знаний о теоретико-литературных понятиях у подростков.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений будет эффективно при соблюдении определенных условий, к которым относятся:

- правильный отбор содержания материала;

- определение места использования теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений;

- соотношение материала о теоретико-литературных понятиях с содержанием темы урока;

При работе над задачей использовались теоретические и практические методы:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- педагогический эксперимент;

Работа проводилась в несколько этапов:

Первый этап был посвящён изучению психолого-педагогической и литературоведческой литературы;

На втором этапе проводилась работа по изучению состояния проблемы в практике работы в школе.

Третий этап – разработка фрагментов уроков с включением материала по обобщению и конкретизации теоретико-литературных понятий в лирических произведениях.

Теоретическое значение работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по заявленной теме.

Практическая значимость работы в том, что разработка тематического планирование уроков литературы с включением компонента обобщения и систематизации теоретико-литературных понятий, составлены фрагменты уроков литературы с включением материалов, касающихся более подробного изучения теоретико-литературных понятий в лирических произведениях, которые могут быть основой для творческого использования в практике работы в школе.

педагог знание школьник литературный

Статьи по теме:

Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...

Анализ учебной и учебно-методической литературы по геометрии
Нами был предварительно проведен и анализ программы по математике. А также анализ учебников по математике для 5-6 классов. 1) Н.Я. Виленкин “Математика 5”: в учебнике две главы “Натуральные числа” и ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
С целью оценки эффективности проведенного обучения по его окончании мы провели контрольное исследование. Для исследования лексико-грамматического строя речи мы предлагали аналогичные диагностические ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru