Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений

Страница 7

Ход занятия

1. Проверка домашнего задания, беседа по вопросам:

Четырнадцатый эпизод "Вакула у запорожцев":

- Как приняли запорожцы Вакулу? (Запорожцы хотели показать перед Вакулой своё преимущество – ведь они приехали в Петербург к самой царице. Запорожцы разговаривают с Вакулой свысока, "с таким видом, с каким говорит дядька четырёхлетнему своему воспитаннику".) Один из запорожцев приосанился и желал показать, что он может говорить и по-русски.

Пояснение учителя: украинский язык не имел статуса самостоятельного, на нем говорили малоросские простолюдины, поэтому запорожец хотел показать свою грамотность, умение говорить на правильном языке. Обратим внимание, что с царицей запорожцы говорят "будто нарочно, самым грубым, обыкновенно называемым мужицким наречием". "Хитрый народ!" - думает кузнец.

Что в этом эпизоде реалистическое, то есть могло быть на самом деле, а что фантастическое? (Разговор с запорожцами – реалистическая сцена, а то, что черт помог Вакуле – фантастическое, сказочное).

Пятнадцатый эпизод: "Вакула во дворце", вариант "Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом!"

- Как изображен путь во дворец? (Почти так же, как путь кузнеца в Петербург: "Чудно снова показалось кузнецу, когда он понесся в огромной карете…". Сравним: "Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он на такую высоту…". То есть для кузнеца Вакулы Петербург так же волшебен, как и небесные высоты).

- Чьими глазами мы смотрим на дворец? (Дворец мы видим глазами кузнеца, он судит обо всем по своему, пользуется теми понятиями, к которым привык "вступил в великолепные сени". Вакула восхищен, его рассуждения пестрят восклицательными знаками: "Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! Кой чёрт лгут! Что за картина! А дитя святое!" На всё Вакула смотрит прежде всего с точки зрения мастера: "Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло! Боже мой, какие краски! Тут, я думаю, вохры и на копейку не пошло, всё ярь да бакан; а голубая так и горит! Важная работа!").

- Как соотносятся реалистическое и фантастическое в сцене во дворце? (Всё, чем восхищается Вакула во дворце, что кажется ему сказочным – реалистическое: богатое убранство, паркет, картины, генералы в шитых золотом мундирах. В повести действуют реальные исторические лица – царица Екатерина 2, Потёмкин, Фонвизин. Дело, по которому прибыли к царице запорожцы- "За что же немилость?" - тоже правда. Сказка называется с вопроса царицы: "Чего же вы хотите?. Вакула пользуется моментом и говорит о черевичках. Так серьезный разговор переводится на шутку, царица смеется и выполняет просьбу Вакулы. Чем кончилось дело с запорожцами, мы не узнаем – чёрт выносит Вакулу из дворца).

Шестнадцатый эпизод – "Сплетни диканьских баб". Вариант – "Вот тебе кузнец! Был, а теперь нет!"

Как создаётся юмористический эффект в этой сцене? (Гоголь передает быструю, громкую, многословную речь деревенских баб; они спорят о том, чего сами точно не знают. Голова подхватывает эти сплетни и жалеет не о самом Вакуле, а о том, что теперь некому подковать его рябую кобылу).

Автор иронически комментирует это: "И, будучи полон таких христианских мыслей, голова тихо побрел в свою хату".

Семнадцатый эпизод – "Куда же это, в самом деле, запропастился кузнец?"

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме:

Анализ результатов психодиагностических процедур
В соответствии с планом исследовательской работы нами предусматривается использование следующих методов и методик: экспертная оценка; исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификаци ...

Обучение школьников группы риска с помощью урочной системы
Большинство детей попадают в группу риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, ...

Традиционная и позитивная интерпретация педагогических проблем подростков с осложненным поведением
Прежде, чем говорить об интерпретациях педагогических проблем подростков с осложненным поведением, рассмотрим, в чем видят причины появления трудных детей педагоги образовательных учреждений и родите ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru