Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками осложненного поведения

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками осложненного поведения

Страница 4

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем, у кого имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. Задачами психодрамы является творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов, выработка более глубокого и адекватного самопониманияподростком, преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования. Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение "тпудного" подростка, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования.

Длительность психодрамы обычно составляет 50 мин. В реальности встречи могут быть короче или длиннее, и протяженность сеансов зависит от остроты, сложности проблем подростка, от его реакции. Примерные рамки сеанса: от 15-20 минут до 4 часов. Основные компоненты психодрамы: ролевая игра, спонтанность, "теле", катарсис, инсайт.

Ролевая игра - участие в импровизированном представлении, когда человеку предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты.

Спонтанность - это поведение и чувства, не регулируемые воздействием извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей.

"Теле", по Я. Морено, обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы.Я. Морено определял "теле" как вчувствование друг в друга, как взаимосвязь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эмпатии. В то время как эмпатия - одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, "теле" представляет собой взаимный обмен эмпатиями.

Катарсис понимается как чувственное потрясение и внутреннее очищение.Я. Морено несколько расширил это понятие, распространив действие катарсиса не только на зрителей, но и на актера. Он говорил о том, что психодрама имеет лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру, который разыгрывает драму и освобождает себя от нее.Я. Морено образно отмечал, что различия между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы можно сравнить с различием между человеком, который смотрит фильм об извержении вулкана, и человеком, который непосредственно наблюдает извержение у подножия вулкана.

Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озарение. Инсайт - это изменение в структуре перцептивного поля участников психодрамы. Инсайт может возникнуть не только во время катарсиса, но и во время обсуждения разыгранной психодрамы тогда, когда связанные с ним переживания уже ослаблены. Целью психодрамы является создание такого группового климата, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса и инсайта .

Анализ ситуаций стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Разыгрывание ролей позволяет полностью выражать свои реальные чувчтва и мысли, что приводит к осознанию самого себя. Психодрама помогает раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Помимо этого благодаря психодраме подростку дается шанс еще раз пережить какое-либо событие, отрефлексировать его, выбрать наиболее адекватные способы реагирования. Таким образом он накапливает опыт взаимодействия с окружающими его людьми.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом
В процессе обучения важное значение имеет оценка учителем качества знаний учащихся и побуждение их к самооценке результатов учения. Регулярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи школьн ...

Психологическое исследование подростковой агрессии на основе методики Басса – Дарки
Цель исследования – выявление агрессивности и её форм в подростковом возрасте. Объект исследования – подростковая агрессивность учащихся средней школы. Предмет исследования – показатели проявления ра ...

Исследование результативности дифференцированного обучения
При организации дифференцированного обучения в школе встает проблема определения результативности дифференциации. Эта проблема сложная. Что выбрать в качестве показателей результативности дифференциа ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru