Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками осложненного поведения

Статьи о педагогике » Социально-педагогические технологии в работе с подростками осложненного поведения » Развивающие индивидуально-групповые занятия с подростками осложненного поведения

Страница 3

Наконец включается средняя зона осознания, в которую входит психическая активность, отличная от текущего опыта: фантазии, воспоминания, планы, подозрения, чувства. Участники начинают со слов: "Я осознаю.", делятся своими чувствами о происходящем, тревогами о несделанной работы, предположениями о мыслях партнера. После этой тренировки возможно свободное скольжение по осознанию. При этом необходимо самому контролировать переходы из зоны в зону и следить за партнером. В заключение обсуждаются переживания. Цель - приобретение навыков свободного восприятия и анализа как внешнего, так и внутреннего мира.

"Репетиция поведения". Участники разбиваются на пары и взаимодействуют в ситуации напарника. Возможные ситуации:

Вышестоящие - нижестоящие. Задача нижестоящего добиться каких-то льгот, повышения выгод. Задача вышестоящего - отказать.

Очередь за деньгами. Один - честно стоящий, второй - влезающий без очереди.

Возможны другие варианты, предложенные самими участниками. При разборе необходимо обсудить чувства партнера по общению, выбранную им стратегию. Цель - приобретение навыков деятельности в конфликтной ситуации.

"Я хочу тебе подарить.". Ведущий: "Сегодня, приветствуя друг друга и обмениваясь любезностями, каждый будет дарить друг другу подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное - от души. После вручения получивший подарок должен высказать свое отношение к нему, если понравился - то чем, если нет - то почему, и что в действительности он хотел бы получить". Работу можно вести в режиме большого круга. Участники по очереди обращаются к партнеру, сидящему справа, и дарят ему свой подарок. Цель - разминка вхождения в контакт.

"Чемодан". Завершающее упражнение, подводящее итоги занятия. Участники по одному выходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему "чемодан", в который кладут те качества, которые помогают или мешают ему успешно адаптироваться в коллективе. При этом соблюдаются правила: класть в "чемодан" одинаковое количество положительных и отрицательных качеств; указывать те качества, которые проявились во время занятия, класть только те качества, которые поддаются коррекции. Руководитель группы в сборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на листе бумаги указанные качества. Тот, кому собирался "чемодан", может задать любой вопрос, если ему не ясно, что написал секретарь. Свой "чемодан" должен получить каждый участник. Цель - дать участникам обратную связь, продемонстрировать их достижения и недоработки.

В процессе проведения тренингов осуществляется конструктивная работа их участников над самим собой. Подросток делится с окружающими собственными проблемами, получая обратную связь относительно своего поведения. Социально-психологические тренинги способствуют более глубокому осознанию себя, осмыслению своих особенностей, формированию позитивной "Я-концепции" подростка. Это оказывает положительное воздействие на подростков с осложненным поведением.

Также при осложненном поведении у подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции широкое распространение получил психологический метод - психодрама, основателем которого был известный псиотерапевт Якоб Леви Морено.

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Целью психодрамы является диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Подросток с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку
Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Освоение слова учащимися — процесс достаточно сложный и дли­тельный, требующий от учителя опре­деленной филологической, психол ...

Обучающие программы. Сравнительная характеристика
Итак, какие же виды деятельности может осуществлять ученик во внеурочное время с целью лучшего овладения иностранным языком? Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, форми ...

Отрочество и юность как ключевые моменты в выборе человеком своей профессии
Субъектом образовательной деятельности является учащийся. Поэтому для выявления психолого-педагогической условий реализации процесса формирования профессиональной идентичности необходимо учитывать вл ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru