Исследование проблем и перспектив внедрения компьютерных технологий в обучение физике в школе

Компьютерные технологии обучения представляют собой систему обучения, одним из технических средств которой является компьютер. Реализовать компьютерную технологию обучения возможно лишь при наличии соответствующего учебно-методического комплекса, а также компьютерной грамотности учителя и учеников.

Согласно С.Е. Каменецкому, компьютерная грамотность представляет собой совокупность знаний и умений, которая позволяет учителю и учащимся использовать ЭВМ в качестве обучающего средства. Учитель и его ученики должны иметь практические навыки обращения с ЭВМ, знать общие принципы ее построения и функционирования, понимать значение, роль и применение компьютерной техники в различных областях человеческой деятельности.

Кроме компьютерной грамотности учитель должен обладать компьютерной культурой - культурой комплексного использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе, умело определять место и время применения компьютерной техники в обучении.

Основными педагогическими целями использования компьютерных технологий в обучении физике, согласно Н.С. Пурышевой и С.Е. Каменецкому, являются следующие:

Развитие творческого потенциала обучаемого, его способностей к коммуникативным действиям, умений экспериментально - исследовательской деятельности, культуры учебной деятельности; повышение мотивации обучения.

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества (подготовка пользователя средствами компьютерных технологий).

Использование компьютерных технологии позволяет организовать самостоятельную познавательную работу учащихся по изучению явлений окружающей действительности. Возможны разные варианты организации работы учащихся: выполнение исследования под руководством и по инструкции учителя; можно предложить учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, а исследование проводить по плану, предложенному учителем. Возможен вариант, при котором учащиеся сами составляют план исследования, выполняют его и делают выводы. В этом случае репродуктивный метод обучения заменяется самостоятельным приобретением знаний на основе осуществления экспериментально - исследовательской деятельности, подводящей обучаемого (при соответствующей методике) к самостоятельному открытию изучаемой закономерности.

Таким образом, процесс сообщения готовых знаний и их экспериментальная проверка в традиционной методике заменяются экспериментально - исследовательской деятельностью.

Попытки создать электронную версию физического практикума предпринимались и предпринимаются, как в России, так и за рубежом. В настоящее время существует большое количество работ по различным разделам физики, но не все программы, с которыми нам удалось ознакомиться, имеют удобный пользовательский интерфейс, качественное графическое оформление и достаточную методическую проработку. Многие до сих пор имеют DOS - интерфейс, хотя более удобным является графический. Огромное значение имеет качество динамической графики. Использование некачественной анимации может привести к тому, что у учащихся сложится неправильное представление о происходящем процессе. Приближенная же к реальности анимация помогает школьнику лучше разобраться в явлении. Хорошо оформленный практикум способствует пониманию сложных процессов и явлений, стимулирует познавательный интерес учащихся.

В современных условиях остро встает проблема усовершенствования физических кабинетов и создания оснащенных компьютерных классов в целях повышения эффективности физического образования. Разработанные ранее учебники, учебные пособия, программы пригодны лишь для полностью укомплектованных физических кабинетов, но и они не могут в полной мере удовлетворить требованиям подготовки. В связи с этим целесообразно использовать компьютерные технологии в процессе обучения физике и, в частности, в постановке физического эксперимента. На сегодняшний день существует очень много образовательных программ по моделированию физического эксперимента на компьютерах. Выбор педагогических программных средств огромен и рядовой учитель теряется в море информации, обрушиваемой на него производителями. Необходимо знакомить учителя физики с готовыми компьютерными продуктами, которые могут помочь ему на уроках.

Целью нашего исследования является анализ наиболее популярных компьютерных курсов по физике и создание банка данных с кратким указанием характеристик программ.

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru