Этапы и приемы работы над изложением

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Этапы и приемы работы над изложением

Страница 2

В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений.

В каждом конкретном случае содержание, характер рабочих материалов, их объем будут зависеть от особенностей текста для изложения, способа его восприятия, характера воспроизведения.

II этап: написание первого варианта изложения.

III этап: проверка первого варианта изложения.

Первый вариант изложения проверяется учителем карандашом. К этому этапу относится и подготовка к редактированию.

Цель третьего этапа - анализ первой попытки и выявление путей создания второго, улучшенного варианта, т.е. дальнейшее обучение школьников умению мотивированно создавать текст.

Проверку работ первого варианта лучше проводить карандашом - это косвенно будет указывать на рекомендательный, обучающий характер проверки. Учительские исправления в тексте и пояснения на полях тетради послужат юным авторам краткими советами для дальнейшей работы над изложением. Оценка за первый вариант не ставится.

Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.

Редактирование может быть использовано и на уроке анализа изложений:

1) ученики коллективно (или самостоятельно) исправляют предложенный текст (с типичными речевыми ошибками и недочетами);

2) совершенствуют в соответствии с пометками учителя свои изложения. [17, c.34]

IV этап: анализ учителем первого варианта изложения.

V этап: написание окончательного варианта изложения.

VI этап: проверка работ и выставление оценок.

Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. делает замечание: "Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора".

Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков.

Повторная проверка тетрадей, окончательного варианта изложения проводится, как обычно, красной пастой, и по итогам проверки ставится оценка.

Оценивание изложений

Оценка 5 ставится, если:

содержание работы полностью соответствует теме;

нет фактических ошибок;

содержание излагается последовательно;

работа отличается богатством словаря;

достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.

Оценка 4 ставится в том случае, если:

содержание работы в основном соответствует теме;

содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности;

нарушение последовательности в изложении мысли;

лексический и грамматический строй речи разнообразен;

стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.

Оценка 3 ставится, если:

имеются существенные отклонения от темы;

достоверность в главном, но есть фактические неточности;

допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление;

стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.

Оценка 2 выставляется в том случае, когда

текст не соответствует теме;

допущено много неточностей;

нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану;

беден словарь;

нарушение стилевого единства текста.

Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школ ...

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников
По мнению Е. В. Низьевой на особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, с ...

Способности и их природные предпосылки
Поблема способности к усвоению неродного, второго или иностранного языка (ИЯ) всегда волновала не только обучающихся, преподавателей, но и методистов и психологов. Этот вопрос решался по-разному, в з ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru