Этапы и приемы работы над изложением

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Этапы и приемы работы над изложением

Страница 1

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложений на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.

Выделяют шесть этапов работы над обучающим изложением.

I этап: подготовительный

Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу.

Приемы:

1) вступительная беседа

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.

2) восприятие текста

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1) чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи);

2) чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами);

3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).

Задача перечисленных приемов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания.

3) беседа по содержанию текста

Беседа должна вестись по узловым вопросам и направлена на понимание текста, как содержательного, структурного, типологического и стилистического единства.

Разбор текста - дело очень важное и вместе с тем трудное.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему и основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.

Эта беседа сопровождается разными видами анализа текста:

1. Содержательный анализ.

2. Структурный анализ.

Цель такого анализа - помочь учащимся осознать структурные особенности текста. Текст делится на смысловые части.

Этот анализ сопровождается составлением плана. План, в свою очередь, должен отражать не только структуру текста, но и содержание каждой структурной части.

3. Типологический анализ.

Цель этого анализа - помочь осознать школьникам текст, как типологического единства. Помочь осознать и мотивировать включения неосновных типов речи. Типологический анализ сопровождается составлением типологической схемы текста.

4. Стилистический и языковой анализ.

Цель: через ситуацию общения определить стиль текста и выделить языковые средства; помочь учащимся осознать их роль в создании текста данного стиля и типа речи. Эта работа сопровождается составлением рабочих материалов, разными аспектами словарной работы (семантическим, орфографическим, стилистическим).

Завершается работа устным пересказом - вторичное восприятие текста.

В V классе текст читается три раза, а с VI по IX классы - два раза.

Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, обучение которой начинается в начальной и продолжается в средней школе, это и средство лучшего осмысления, запоминания текста и организации его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

При подготовке к изложению может быть использован и такой прием работы, как составление рабочих материалов. Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста.

Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Содержание и методы коррекционно-логопедической работы по обучению детей лексической сочетаемости слов детьми с системными нарушениями речи
Анализ данной проблемы в психолого-педагогической литературе, экспериментальное изучение детей позволяет говорить о низком уровне овладения лексической сочетаемостью слов у детей старшего дошкольного ...

Анализ результатов повторной диагностики
Целью повторной диагностики являлась проверка гипотезы, сформулированной в начале исследования. Результаты повторной диагностики по тесту креативности Торренса (задание «Закончи рисунок»). По показат ...

Особенности изучения методики на современном этапе
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процесс ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru