В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребёнка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.
Понятие «арт-терапии» (художественная терапия, терапия искусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось как один из методов терапевтического воздействия посредством художественного (изобразительного) творчества. В настоящее время понятие «арт-терапия» имеет несколько значений:
1) рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
2) как комплекс арт-терапевтических методик;
3) как направление психотерапевтической и психокорррекционной практики; 4) как метод. Арт-терапия используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими средствами
Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно – творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.
В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и др.) , библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию) , музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) , вокалотерапию ( лечение пением) , кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями) .
Функции и значение арт-терапии
Основные функции арт-терапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Статьи по теме:
Основные положения получения высшего образования и
проблематика его получения
В Республике Беларусь в 2008/2009 учебном году получение высшего образования обеспечивают 44 учреждения (30 университетов, 7 академий, 4 института, 3 высших колледжа) государственной и 10 учреждений ...
Авторитарный стиль воспитания
Авторитарное воспитание — тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя ка ...
Организационные процессы
Система управления в организации, ход властных и информационных потоков. Высшим должностным лицом МОУ СОШ № 10 является директор. Он принимает решения, которые разрабатываются совместно с Управленчес ...