Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника

Статьи о педагогике » Развитие мотивации учения у младших школьников » Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника

Страница 1

По мнению А.Н. Леонтьева всякая деятельность начинается с потребностей, все они, даже биологические по происхождению, складываются во взаимоотношении ребенка с взрослыми и поэтому социально обусловлено. «Потребность – это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности» (А.Н.Леонтьев). Однако сама по себе потребность не определяет характера деятельности; это объясняется тем, что в самом «потребностном» состоянии предмет ее удовлетворения жестко не записан. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными предметами, разными способами. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать, это приводит, как говорят психологи (А.Н.Леоньтьев, Е.И.Савонько, Л.И.Божович) к «опредмечиванию» потребности. Но без потребности не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановки целей. По словам А.Н Леонтьева: «цель – это направленность на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности». Что же из этого следует для обучения? По мнению Л.И. Божович всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность. На нее учитель должен, прежде всего, опереться, актуализировать ее, сделать более четкой, осознанной у большинства учащихся. Если у школьника не актуализирована это широкая познавательная потребность, создающая готовность к учебной деятельности, то он не переходит и к другим – более активным формам побуждений, например к постановке целей; если же учителю не удается опереться на имеющиеся у школьников познавательные потребности и использовать их для самостоятельной постановки целей учащихся, то ему не чего не остается, как ставить перед учениками готовые цели. А это не только не способствует развитию положительной учебной мотивации, а является ступором для развития интереса к учению. Необходимо обеспечить и переход от потребности к деятельности. В тех случаях, когда потребность в общей познавательной активности не находит выражения в формах самостоятельной учебной деятельности школьника, возникают трудности в работе с учениками. Его, не реализованные потребности, могут найти выход в нигилизме, упрямстве, конфликтности и других не желательных формах поведения.

Учителю важно специально продумать вопрос о содержании учебной деятельности, в которой реализуется потребность. Так называемая познавательная потребность, о которой шла речь выше, может по-разному удовлетворяться в учебной деятельности – это зависит, от условий учебной работы, требований учителя. В одних случаях познавательная потребность может удовлетворяться уже получением хороших отметок, в других – при правильно организованной учебной деятельности – ориентацией школьника на внутреннее содержание учебной деятельности, способами выполняемых действий.

В ходе самой учебной деятельности – в зависимости от условий ее организации, ее общей атмосферы, типа общения с учителем – потребности учения формируются, перестраиваются, совершенствуются. В процессе учебной деятельности изменяется не только собственно познавательный компонент потребностей, но и социальные установки учения – потребность включения в общественно-значимую практику, отдачи обществу, другому человеку, потребность в самоусовершенствовании. Все это создает основу для становления специфически человеческой потребности, в деятельности в созидании.

Л.И. Божович наметила некоторые из путей развития потребностей в учении.

Во-первых, это путь развития потребностей через изменение положения ребёнка в системе его взаимоотношений с окружающими людьми.

Во-вторых, новые потребности возникают у ребёнка в связи с усвоением им новых форм поведения и деятельности, с овладением готовыми предметами культуры (например, ребёнок научился читать, у него возникает потребность в чтении, научился рисовать – потребность в рисовании).

В-третьих, помимо расширения круга потребностей и возникновения новых происходит развитие внутри каждой потребности от элементарных её форм к более сложным.

Наконец, четвертый путь развития потребностей учебной деятельности школьников, - путь развития структуры мотивационной сферы ребёнка, то есть развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов.

Н.В.Савин рассматривает мотив как «побуждение, направленность, к деятельности, связанное с удовлетворением определённых потребностей, совокупность внутренних психологических условий, вызывающих, направляющих человеческие действия и управляющих поступками». В обучении мотивом является направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хороших отметок, и на похвалу родителей, и на установления желаемых отношений со сверстниками. Иными словами учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Методические особенности изучения нарушений в общении родителей и подростков с осложненным поведением
Социальный педагог, хорошо зная семьи с конкретным жизненным укладом и их детей, сочетая коллективные и индивидуальные формы работы с родителями, способствует активизации воспитательных возможностей ...

Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
Комплексное изучение дошкольников с ЗПР ведущими педагогами и психологами Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, В.И.Лубовским, С.Г.Шевченко, Н.Ю. Боряковой, У.В. Ульенковой и др., показало, что ...

Типы и виды одаренности
В последнее время обнаруживаются серьезные стремления группировать классные единицы по психологическим качествам (вспомогательные классы для одаренных ниже нормального уровня, поощрительные классы дл ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru