Опытно-практическая работа по развитию внимания детей 5 года жизни проводилась на базе ДОУ № 1267 Южного административного округа города Москвы. В исследовании принимали участие 10 детей среднего дошкольного возраста: 5 мальчиков, 5 девочек. Средний возраст детей - 4 года. Список детей дан в приложении.
По результатам наблюдения за детьми группы можно сделать вывод, что большинство детей достаточно активны, многих легко увлечь, заинтересовать разными видами деятельности, такими как изобразительная деятельность, прикладное искусство. Особенно интересны подвижные игры.
В группе часто возникают конфликты, причинами которых являются неумение контролировать собственные желания, действия, неумение договариваться друг с другом. Большинство детей невнимательны, гиперактивны, у многих возникают трудности в сосредоточении, концентрации внимания на занятии, в игровой деятельности. Некоторым детям требуется помощь в направлении их внимания на объекты.
Опытно – практическая работа состояла из трех этапов: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.
Констатирующий этап проводился с сентября по октябрь 2010. На этом этапе были определены следующие задачи:
1) выявить показатели и уровни развития внимания у детей среднего дошкольного возраста;
2) изучить уровень развития внимания у детей среднего дошкольного возраста.
На основе изучения и анализа психолого-педагогической и методической литературы были выделены показатели и уровни развития внимания у детей среднего дошкольного возраста: устойчивость внимания; распределение внимания; объем внимания; переключение внимания.
На основе выделенных показателей развития внимания были определены уровни развития внимания дошкольников:
Высокий уровень – устойчивое, высокопродуктивное внимание (точки графика находятся в одной или двух зонах). Объем внимания высокий (воспроизводит более 5 точек на карточке, 8-10 баллов). Переключение и распределение внимания высокое (показатель выше 0,75)
Средний уровень - среднепродуктивное и среднеустойчивое внимание /или низкопродуктивное, но высоко устойчивое внимание (точки графика находятся в двух или трех зонах), средний объем внимания (воспроизводит от 3 до 4 точек на карточке, 5-7 баллов), уровень переключения и распределения внимания средний (показатель от 0,5 до 0,75)
Низкий уровень – низкопродуктивное и низкоустойчивое внимание / или низкопродуктивное и среднеустойчивое внимание (точки графика находятся в трех – пяти зонах); низкий объем внимания (воспроизводит 1-2 точки на карточке, 0-4 балла (до 0,5).
Для изучения уровня развития внимания детей среднего дошкольного возраста, использовались следующие методики:
1. Методика "Запомни и расставь точки". Содержание методики и стимульный материал к ней представлены в приложении (Приложение 2). Проанализировав работы детей по тесту, был определен уровень объема внимания. Результаты теста занесены в таблицу 1 «Уровень объема внимания у детей пятого года жизни (констатирующий этап)» (Приложение 3). Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что трудности возникают у Анжелики З., Кристины З., Саши П., Тани К., и Тимура К. (ошибаются в правильном расположении точек, путают количество точек).
Статьи по теме:
Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы
с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...
Психологические особенности формирования профессионального самоопределения
старшеклассников
Процесс формирования профессионального самоопределения людей и принятия решения о выборе профессии осуществляется в зависимости от социально-экономических и культурно-исторических условий. На выбор п ...
Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции
школьников на уроках МХК
Проблемное обучение является одним из методов обучения, поэтому в этом параграфе мы должны дать определение самим методам обучения, а затем эксплицировать понятие проблемного обучения. Так же важно д ...