Психолого-педагогическая характеристика учащихся 1 класса с дизартрией

Статьи о педагогике » Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика учащихся 1 класса с дизартрией

Страница 5

При псевдобульбарной дизартрии звукопроизношение искажено настолько, что это производит впечатление «каши во рту», и понять ребенка иногда достаточно сложно. Искажается произнесение гласных и согласных звуков, обедняется интонационная окраска речи. На исправление нередко уходят многие годы. Длительность коррекционной работы прямо зависит от своевременности обращения и начала оказания помощи. Своевременным, оптимальным для начала коррекционной работы следует считать возраст 2–3 года. Каждый упущенный год удлиняет срок коррекции и снижает качество результата. Легче предупредить последствия в дошкольном возрасте, чем бороться с ними в школьные годы.

Исследования многих логопедов выявили у детей с псевдобульбарной дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для таких детей являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

В настоящее время проблема псевдобульбарной дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом и коррекционно-логопедическом аспектах.

При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:

- возможно смазанное неясное произношение гласных звуков с легким носовым оттенком;

- изолированно звуки могут быть сохранены, а в речевом потоке произносятся искаженно, неясно;

- процесс автоматизации затруднен: поставленный звук может не использоваться в речи;

- характерен ускоренный или замедленный темп речи;

- дыхание поверхностное, отмечается речь на вдохе, укорочен фонационный выдох;

- страдает координация указанных процессов.

Чтобы понять и объяснить природу и механизм нарушения при псевдобульбарной дизартрии необходимо обратиться к положениям учения о механизмах речи А.Р. Лурии, П.К. Анохина и др.

Механизмы речи связаны с целостной, иерархической организацией деятельности мозга, включающей несколько звеньев, каждое из которых вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Технология проблемного обучения в процессе формирования субъектной позиции школьников на уроках МХК
Проблемное обучение является одним из методов обучения, поэтому в этом параграфе мы должны дать определение самим методам обучения, а затем эксплицировать понятие проблемного обучения. Так же важно д ...

Математика как наука и как учебный предмет
По определению данным Ф. Энгельсом: «Чистая математика имеет своим объектом пространственные формы и количественные соотношения действительного мира… Как и все другие науки математика возникла из пра ...

Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
Конечно, всякая игра, в том числе и используемая на уроке с целью проверки и закрепления знаний, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Однако есть игры, которые организуются ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru