Психолого-педагогическая характеристика учащихся 1 класса с дизартрией

Статьи о педагогике » Проблемы формирования графомоторных навыков у младших школьников » Психолого-педагогическая характеристика учащихся 1 класса с дизартрией

Страница 3

Особенности мелкой моторики детей с псевдобульбарной дизартрией проявляются в нарушении точности, быстроты и координированности движений. У дошкольников снижена кинестетическая память, поэтому полноценно пальцевые пробы они выполнить не могут. Исследователями установлена связь между уровнем не сформированности мелкой и артикуляционной моторики (М.М. Кольцова, Л.В. Лопатина и др.).

Артикуляционный аппарат;

У детей с псевдобульбарной дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата.

Эта форма проявляется в центральных параличах и парезах артикуляционной и фонационной мускулатуры. В силу измененного мышечного тонуса и паретичности подвижность артикуляционных мышц резко ограничена, что приводит к нарушению произношения как согласных, так и гласных звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Выдыхаемая ротовая струя ощущается слабо. Е.М. Мастюкова указывает, что особенностью псевдобульбарной дизартрии является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих содружественных движений, назального оттенка речи. Специальное внимание уделяется воспитанию кинестетических ощущений от движений речевого аппарата, их осознанности и произвольности. Проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и ее выраженностью. У детей с псевдобульбарной дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем, чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы на групповых занятиях. В течение года необходимо предусмотреть работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге полноценной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.

По данным О.В. Правдиной для псевдобульбарной дизартрии типичен повышенный тонус мышц по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Наиболее расстроены произвольные движения и самые тонкие движения кончика языка, усилены глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Все функции неречевого характера тоже страдают: ребенок плохо пережевывает пищу, с трудом ее глотает, не может вовремя проглотить и задержать слюну, поэтому наблюдается саливация.

Е.Н. Винарская указывает, что при дизартрии отмечаются нарушения произвольных (в том числе и речевых) движений при сохранности двигательных автоматизмов более низких функциональных уровней (плача, кашля и т.п.); трудности произвольного расслабления мышц и произвольного дыхания с изменениями по речевой инструкции длительности вдоха и выдоха, направления воздушной струи то через рот, то через нос. Отмечаются разнообразные гиперкинезы, обостряющиеся во время речи.

К.А. Семенова с соавторами выделяют клинически выделяют две формы псевдобульбарной дизартрии: спастическую и паретическую. При спастической форме отмечается повышенный тонус мышц артикуляционного и фонационного аппарата. Страдают тонкие, изолированные артикуляционные движения, особенно движения языка вверх. Наблюдаются синкинезии между нижней челюстью и языком, языком и движениями глаз, в легких случаях активные движения артикуляционных мышц сохраняются, объем движений ограничен, ребенок не может длительно удерживать позу губ, языка. При паретической форме отмечается слабость речевых и мимических мышц, ограничение активных движений, нерезко повышенный или пониженный тонус, язык широкий, вялый, распластанный, его подвижность резко ограничена. Исследователи говорят о высокой истощаемости речевой мускулатуры. У детей ослаблено жевание, рот полуоткрыт, гиперсаливация. Наблюдаются отклонения языка в сторону пареза. Часто эти формы дизартрии сочетаются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Психолого-педагогические и лингвистические основы письменной речи
Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различн ...

Методика нравственного воспитания старших дошкольников
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должног ...

Возрастные особенности нравственного развития детей
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодск ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru