Но, несмотря на данные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический кризис способствует более успешной адаптации ребенка к, новым для него, школьным условиям.
Таким образом, центральными новыми образованиями младшего школьного возраста является:
1. Качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
2. Рефлексия, анализ, внутренний план действий;
3. Развитие нового познавательного отношения к действительности;
4. Ориентация на группу сверстников.
Иногда младшие школьники не отличают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, сходные предметы. Это связано с возрастной слабостью аналитических функций при восприятии. Для восприятия учащихся младших классов характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты и их свойства, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию
Следует отдельно рассмотреть особенности развития мышления младших школьников, так как эти особенности важно учитывать при построении учебного процесса на уроке иностранного языка.
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. От интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Согласно терминологии Ж. Пиаже, начало этого возраста связано с доминированием дооперационального мышления, а конец - с преобладанием операционального мышления в понятиях.
В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладение системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления.
Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.
Но, как в своих трудах отмечает Зимняя И.А., дети младшего школьного возраста в своих высказываниях достаточно неполно раскрывают связи между явлениями, часто не высказывают личностного отношения к высказываемым мыслям. И, хотя, они практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям, в своих высказываниях они отдают конкретным суждениям большее предпочтение, чем теоретическим. Дети часто не следят за логикой последовательности своей мысли, что отражается в не всегда последовательных высказываниях. Рассуждение они заменяют применением готового известного правила, хотя в процессе школьного обучения у них развивается способность самим строить рассуждения, делать умозаключения, развивается планирующее мышление.
Собственные высказывания детей младшего школьного возраста часто эгоцентричны, построение идет от частного к общему, ребенок воспринимает себя центром рассказа.
Статьи по теме:
Анализ работы педагогов на уроках литературы по
изучению теоретико-литературных понятий
Развитие речи как цель обучения и как средство формирования личности учащегося является одной из основных задач литературного образования в школе. Реализация этой задачи возможна при условии, что в о ...
Состояние проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в
психолого-педагогической литературе
В соответствии с Законом "Об образовании" и "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодейст ...
Характеристика группы и анализ методов исследования
В исследовании участвовал группа детей младшего школьного возраста (7-8 лет; 2004 года рождения). Это 1 "В" класс МБОУ Гимназия №2. Количество испытуемых 28 детей младшего школьного возраст ...