Исследование результативности дифференцированного обучения

Статьи о педагогике » Организация дифференцированного обучения на уроках физики » Исследование результативности дифференцированного обучения

Страница 3

В условиях дифференциации обучения увеличивается уровень усвоения учебного материала. Если рассмотреть репродуктивный, частично-реконструктивный, творческий уровни усвоения, то можно наблюдать положительную их динамику.

На репродуктивном уровне происходит усвоение материала, обеспечивающее возможность применить знания в знакомой ситуации: воспроизвести содержание, ре5шить задачи по образцу.

На частично-реконструктивном уровне содержание усвоено настолько, что может быть применено в новой незнакомой ситуации, но близкой к ситуации изучения (ответы на вопросы, требующие переконструирования, выделения новых логических связей и отношений изученного содержания; решение задач, предполагающих видоизменение усвоенных алгоритмов решения).

Творческий уровень обеспечивает применение усвоенного знания в новой, нестандартной ситуации, требует видения новых функций, структуры объекта, нового необычного взгляда на изученное, комбинирования известных способов решения и нахождения нового.

Для фиксации уровней усвоения применяются специальные диагностические контрольные работы, в которые включены задания, рассчитанные на тот или иной уровень усвоения. Ученик знает, какому уровню соответствуют задания, и выбирает те, которые он хочет выполнить. Пример диагностической контрольной работы приведен в приложении.

В повышении качества усвоения содержания учебного материала значительную роль играет мотивация учащихся. Адаптация учебного процесса к особенностям, склонностям, способностям ученика, учет его интересов повышает мотивацию учения. В профильных классах рост мотивации изучения профилирующих предметов связан не только с познавательными интересами, склонностями и способностями учеников, но и с общим интеллектуальным «климатом» в классе, определенной интеллектуальной соревновательностью (кто больше задач решит, кто сделает более содержательный доклад, проведет более интересное исследование). В этих классах проявляется как познавательная мотивация, связанная с желанием больше узнать, большему научиться, так и мотивация достижений, связанная с желанием проявить себя, показать свои возможности, преодолеть трудности и т.д.

В классах коррекции рост мотивации связан с возникновением ситуаций успеха в учебной деятельности учеников, устранением пробелов в знаниях, приобретением общеучебных умений и навыков, способствующих успешному усвоению знаний.

Если у ребенка начинает получаться выполнение необходимых учебных действий, естественно он с большим желанием возьмется за выполнение задания.

Изучение мотивации проводится по ее проявлениям:

- активности учащихся на уроках;

- выполнению ими дополнительных, необязательных заданий;

- использованию дополнительных источников информации (в том числе и сети Интернет) для подготовки к урокам;

- участию во внеурочной проектной деятельности;

- характеру вопросов, задаваемых учениками.

Для фиксации роста мотивации выделяются ее уровни:

низкий (ученик отвечает на уроке, если спросит учитель, дополнительные задания не выполняет, дополнительные источники информации не использует, во внеурочной проектной деятельности не участвует, дополнительные вопросы не задает);

средний (ученик проявляет желание отвечать в 30-50% случаев; дополнительные задания выполняет (3-5 из 10); использует дополнительные источники информации иногда; во внеурочной проектной деятельности участвует, но выполняет поручения инициативной группы; дополнительные вопросы задает в основном уточняющего характера);

высокий (ученик проявляет желание отвечать более чем в 50% случаев; дополнительные задания почти всегда выполняет (6-10 из10): часто использует дополнительные источники информации, задает вопросы, расширяющие и углубляющие изучаемый материал).

При общей тенденции сохранение и усиление мотивации учения в дифференцированных классах наблюдается колебание познавательных интересов к определенным предметам в течение года, связанное с характером изучаемого материала, отношениями с учителем, физическим состоянием ученика. К 7-му классу ярче проявляются предметные склонности учеников дифференцированных классов, когда падение интереса, например, к математике сопровождается ростом интереса к литературе, истории и другим гуманитарным предметам.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Проблема формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Познавательная активность в наше время не достаточно изучена, но изучение этой темы началось давно. Еще Ян Амос Каменский начал заниматься этой проблемой. Он совершил революцию в дидактике рассматрив ...

Содержание работы по формированию графомоторных навыков у учащихся 1 класс с дизартрией
Часто общаясь с ребенком родители не замечают – как он говорит. Им важнее – что скажет малыш. Бытовая ситуация не требует развернутого текста. Родители, как правило, находятся в постоянном диалоге с ...

Общие условия организации песочной терапии
Для организации процесса песочной терапии потребуются песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница Размер Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционн ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru