Исследование результативности дифференцированного обучения

Статьи о педагогике » Организация дифференцированного обучения на уроках физики » Исследование результативности дифференцированного обучения

Страница 1

При организации дифференцированного обучения в школе встает проблема определения результативности дифференциации. Эта проблема сложная. Что выбрать в качестве показателей результативности дифференциации обучения, как фиксировать их проявления? Можно ли в качестве показателей выбрать успеваемость учащихся? Представим такую ситуацию: В школе создаются классы повышенного уровня и предпринимаются попытки установить их результативность. С чем будет сравниваться успеваемость детей этих классов? С другими общеобразовательными классами? Естественно, это - не возможно, т.к. в классы повышенного уровня отобраны дети, имеющие более высокий уровень интеллектуального развития, большую обучаемость, более высокую мотивацию.

Если проанализировать успеваемость ученика в классе повышенного уровня, сравнить его учебные успехи в динамике, и выяснится, что успеваемость стала выше, то данный факт может косвенно свидетельствовать о результативности дифференцированного обучения, но может свидетельствовать об особенностях развития познавательной деятельности самого ученика, определенном «скачке» в его развитии. Причиной такого «скачка» может быть и характер обучения в дифференцированном классе, стимулирующий интересы ребенка, и влияние созданной в классе интеллектуальной среды, в которой хорошо учиться считается престижным, и ростом самосознания ученика, и воздействием значимых взрослых людей и т. д. Очень сложно доказать, что, если бы ученик остался в недифференцированном классе, изменений в его познавательной деятельности не произошло бы.

Проблема результативности дифференцированного обучения связанна с проблемой качества обучения в целом. Какое обучение считать качественным? Чем руководствоваться при этом? В последнее время в российской системе образования наблюдается настораживающая тенденция: о качестве образования судить по результатам единого государственного экзамена, т.е. по знаниям, умениям, навыкам учеников – по пресловутым ЗУНам.

Конечно, знания учеников как результат очень важны, но не менее важно, каким путем достигнуто усвоение материала: путем ли продуктивной познавательной деятельности в гуманистической среде, либо путем перегрузок учащихся в авторитарной жесткой системе, не раскрывающей индивидуальность каждого, а ломающей, калечащей личность.

Работая в гуманистически направленной системе, стараясь максимально ориентировать процесс обучения на личность, насколько это возможно в условиях классно-урочной системы, в качестве показателей результативности дифференцированного обучения мы приняли и личностную и социальную ценность дифференциации.

Дифференциация обучения адаптирует учебный процесс к особенностям ученика: темпу его продвижения, особенностям развития памяти, внимания, мышления, учитывает интересы и познавательные потребности учащихся. Это позволяет в качестве одного из показателей результативности дифференциации выделить удовлетворенность ученика (а также его родителей) качеством учебного процесса. Выявить удовлетворенность можно прямыми и косвенными способами. Прямой включает анкетирование, беседы с учащимися, в ходе которых выясняется: нравится ли им учиться; хотели бы они сократить уроки; увеличить каникулы; с каким настроением обычно идут в школу; что хотели бы изменить в школе.

Анкеты для родителей включают прямые вопросы: удовлетворены ли они процессом обучения ребенка в школе; какие учебные предметы вызывают негативное отношение у ребенка; что конкретно предложили бы изменить в ходе учебного процесса.

Косвенные способы выявления удовлетворенности кучащихся учебным процессом включают наблюдение за учащимися на уроках и фиксацию их познавательной активности, стремления выполнить дополнительные задания.

Определенные сведения об удовлетворенности учеников дает методика незаконченных предложений, заключающаяся в том, что ученики должны дописать предложения: «Когда я иду в школу…», «На уроках…», «В школе мне больше всего нравится…», «Больше всего меня раздражает на уроках…» и т.д.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Методика выявления уровня сформированности графомоторных навыков у учащихся 1 класс с дизартрией
Целью исследования является: определение состояния связной речи у детей с псевдобульбарной дизартрией и детей в норме. Задача исследования: выявить особенности связной речи у детей с псевдобульбарной ...

Занятия по ознакомлению с окружающим как эффективное средство формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития
Занятия являются основной формой организации процесса обучения в детском саду. Именно на занятиях создаются условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков для формирования ра ...

Работа учителя логопеда по устранению дисграфических ошибок у младших школьников в условиях школьного логопункта
Работа учителя - логопеда должна строиться с учётом всех основных принципов: патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения), принципу учёта "зоны ближайшего развития" ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru