Концептуальные модели обучения истории в школе

Статьи о педагогике » Средства обучения истории в современной школе » Концептуальные модели обучения истории в школе

Страница 2

а) опосредующе-целевая тенденция: взаимосвязь систематического и научного курсов как цели обучения истории и ее отражение во взаимосвязи психологических и логических средств обучения истории;

б) формально-структурная тенденция: взаимосвязь систематизации ЗУН и введения в науку как задачи обучения истории и ее отражение во взаимосвязи педагогических (предметных) и эпистемологических (научных) форм обучения истории;

в) содержательно-методическая тенденция: взаимосвязь систематического и научного курса в содержании обучения истории и ее отражение во взаимосвязи эмпирических и теоретических методов обучения истории.

4. Перспективные тенденции развития современной методики обучения истории отражают уровень развития ее противоречий и могут быть представлены в следующих параметрах:

- Синтез технократического и гуманистического подходов к воспитанию в процессе обучения истории, т.е. развитие прагматического подхода.

- Синтез натурологического и социологического подходов к развитию в процессе обучения истории, т.е. развитие культурологического подхода.

- Синтез традиционного и развивающего подходов к обучению истории, т.е. развитие гуманистического подхода.

Таким образом, многоконцептуальная модель методики обучения истории в старших классах приобретает основные параметры в виде:

- введения в логику исторической науки;

- разработки переходного от систематического к научному вводного курса;

- введения в методологию исторической науки.

Многоконцептуальная модель методики обучения истории позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем школьного исторического образования:

Во-первых: проблема ступеней современного школьного исторического образования и переход от линейной к концентрической структуре образования остается до сих пор нерешенной ни содержательно, ни технологически, потому что в нормативных документах (стандарт школьного исторического образования, федеральные и региональные программы для разных ступеней, для разных концентров) не проводится четко различие между пропедевтическим (II-III классы начальной школы), систематическим (V-XI классы основной и средней школы) и научным (вузовским - институтским, университетским) курсом истории. Решению указанной проблемы может помочь методическая модель, выражающая в таблице особенности трех названных курсов:

Таблица 3. Методологическая модель

Параметры

Пропедевтический курс

Систематический курс

Научный курс

I Цель

Эпизод

Система

Метод

II Задачи

Элементы знаний

Систематизация знаний

Предмет и метод науки

III Содержание

Типические эпизод

Систематизированные знания

Развитие предмета и метода науки

(историография)

IV Средства

Методика

эпизодического курса

Методика

систематического

курса

Методика научного курса

V Формы

Игра-урок

Урок-творчество

Творчество-исследование

VI Метод

Репродуктивный

Проблемный

Исследовательский

В современной методике обучения истории прослеживаются тенденции смешения трех этих курсов, которые порождают различные психологические и педагогические проблемы: пропедевтический курс преждевременно превращается в систематический и тем самым вырождается в механическое преподавание, или отрывается от систематического курса и вырождается в забаву, в развлечение; систематический курс преждевременно превращается в научный и вырождается в научную забаву, дилетантизм или отрывается от научного курса и вырождается в псевдонаучное механическое занятие. Не претендуя на полное решение указанных проблем, многоконцептуальная модель обучения истории в X-XI классах предлагает сочетание систематического и научного курсов, предотвращающая вырождение систематического курса в дилетантизм или механизм. Опыт многоконцептуальной модели в старших классах может быть использован как логический и методический принцип при создании пропедевтического курса;

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
Педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду ...

Причины отклоняющегося поведения
Исследователи отклоняющегося поведения отводят значительное место в своих работах анализу мотивации детей и подростков при осуществлении ими тех или иных правонарушений. Мотивация, по определению пси ...

Классификация и симптоматика дисграфии
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфи ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru