Концептуальные модели обучения истории в школе

Статьи о педагогике » Средства обучения истории в современной школе » Концептуальные модели обучения истории в школе

Страница 1

1. Воспитание, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, носит противоречивый характер в современных условиях и является, с одной стороны, технократическим (прагматическим), и, с другой стороны, гуманистическим (личностно-ориентированным).

Развитие, отражая уровень развития общества и культуры и соответствуя им в основных аспектах, в большей мере несет на себе отпечаток противоположных тенденций в развитии педагогической и психологической науки, в которых явно существуют противоположные подходы к пониманию развития в его взаимосвязи с обучением: с одной стороны, натуралистический подход, подчеркивающий роль наследственности (природы) в развитии человека, и, с другой стороны, социологический подход, подчеркивающий роль среды (общества, воспитания) в развитии человека.

Обучение как отражение противоречий воспитания и развития в современных условиях также обнаруживает в себе противоположные тенденции: во-первых, как традиционные противоположности формального и реального образования; во-вторых, как современные противоположности традиционного и развивающего обучения в различных модификациях.

2. Структура методики обучения истории в российской школе на рубеже XX-XXI вв. может быть подробно охарактеризована в разных дидактических моделях по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:

Таблица 1. Дидактические модели по следующим параметрам процесса обучения: цель - средства, задачи - формы, содержание - методы:

Параметры

Многоконцептуальная модель

Поликонцептуальная модель

I Цель

Знания, умения, ценности

Метод и предмет науки

II Задачи

Систематизация ЗУН

Введение в науку

III Содержание

Эпизодический

Систематический курс

Систематический

Научный курс

IV Средства

Психологические

Логические

V Формы

Педагогические

(предметные)

Эпистемологические

(научные)

VI Методы

Эмпирические

Теоретические

В основе сравнения этих моделей лежит схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании:

Таблица 2. Схема сравнения основных дидактических моделей в современном образовании

Параметры

Традиционная

модель

Развивающая модель

Гуманистическая

модель

I Цель

Знания

Умения

Ценности

II Задачи

Обучение

Развитие

Воспитание

III Содержание

Сознание

(предмет науки)

Деятельность

(метод науки)

Отношения

(образ науки)

IV Средства

Гносеологические

Методологические

Аксиологические

V Формы

Дидактические

Психологические

Педагогические

VI Методы

"Реальное

образование"

"Формальное образование"

Личностно-ориентированное

образование

3. Функционально целевые тенденции развития современной методики обучения истории (особенно в старших классах) очень четко прослеживаются на сопоставлении двух подходов: моноконцептуального изучения истории в начальной и основной школе и многоконцептуального изучения истории в средней школе:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Организация и проведение дидактических игр
Преднамеренный характер дидактических игр и занятий выдвигает необходимость определенной программы сведений, нужных детям, а также тех умений и качеств, которые должны быть у них сформированы. Такой ...

Формы, виды и методы контроля результатов обучения химии
Формы контроля зависят от способа организации или подачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификации форм контроля. Помимо форм контроля, в дидактике различают виды контрол ...

Проблемы профориентационной работы в школе
Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для ра ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru