Комплексная образовательная туристско-краеведческая программа «Школа жизни - окружающий мир»

Статьи о педагогике » Окружающий мир, как среда обитания » Комплексная образовательная туристско-краеведческая программа «Школа жизни - окружающий мир»

Страница 1

Программа "Школа жизни - окружающий мир" представляет собой интеграцию содержания предметов основного образования, базового учебного плана школы в преимущественно практическом, наглядном освоении их учащимися средствами туристско-краеведческой деятельности.

Это программа образовательная, комплексная, органично включающая обучение, воспитание, социальную адаптацию ребенка в окружающей среде, развитие его личности, самовоспитание, самореализацию, оздоровление. В основе программы - воспитательно-образовательное и оздоровительное воздействие содержанием, формами, методами детского туризма.

Цель программы - подготовка подрастающего поколения к жизни на базе всестороннего гармонического развития личности, формирования духовно и физически здорового образа жизни.

Основное средство образовательно-воспитательной, оздоровительной деятельности - детский туризм, включающий взаимосвязь, взаимодействие собственно туризма, краеведения, экологии, физического, духовного развития и воспитания, гражданского становления ребенка.

В основе ее содержания - окружающий ребенка мир (во всем многообразии, взаимосвязях, взаимозависимостях) - источник познания, воспитания, социализации.

Инновационный подход к организации процесса познания ребенком окружающего мира, природы, людей в добровольной досуговой туристско-краеведческой деятельности, ее специфических формах (поход, экспедиция, экскурсия, прогулка, путешествие и др.) предусматривает:

- "цикловое", комплексное, непрерывное построение образовательной деятельности учреждения, постепенно усложняющееся с учетом возраста детей, особенностей членов детских объединений, специфики их основной направленности содержания; освоение окружающего мира:

а) по гносеологической спирали: от "родного гнезда" - семьи, школы к родному городу, краю, стране;

б) от созерцания окружающего мира к изучению с элементами исследования, исследованию;

в) комплексное освоение природы, истории, культуры, экономики региона путешествия в их взаимосвязях с постепенным углубленным изучением - исследованием конкретного направления поиска;

- следование общечеловеческим ценностям: Земля - общий дом Человечества, Отечество – земля предков, завещанная потомкам (семья – самое близкое человеку сообщество людей); Знания и Труд – основа жизнедеятельности человека; Культура – опыт, накопленный человечеством; Мир – условие благополучия каждого; Человек – высшая земная ценность;

- экологизацию всех направлений, видов, форм туристско-краеведческой деятельности детских объединений (постоянных и временных);

- деятельностный подход в освоении окружающего мира и познании самих себя через позицию субъекта туристско-краеведческой деятельности (систему туристско-краеведческих должностей, коллективную, индивидуальную и самоуправленческую деятельность);

- тесное взаимодействие, сотрудничество Дома с образовательными учреждениями округа (школы, училища, дошкольные учреждения).

В основе воспитательного процесса - "Кодекс юного туриста-краеведа" - свод законов, правил, норм, традиций, которые осваивают дети в туристско-краеведческой деятельности и следуют им в повседневной жизни.

Общественно-полезная направленность ТКД придает процессу воспитания особую личностно-нравственную ценность.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Связь науки педагогики с другими науками
Рассмотрим, как педагогика связана с другими, науками и в каком направлении развивается. Развитие связей педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики - пограничных науч ...

Рекомендации успешного взаимодействия с подростками
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, ...

Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные по ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru