Характеристика дисграфических ошибок учащихся 2 и 3 классов

Страница 2

Можно предположить, что ребенок допускает на письме пропуск букв, слогов или добавляет лишние буквы, слоги вследствие неумения проводить большое число мыслительных операций при письме, когда требуется последовательный фонетический анализ.

В эту же группу (искажения структуры слова), видимо, можно отнести случаи фонетического письма, когда дети передают звучащую речь с помощью фонетической транскрипции (весьма упрощенной). В анализируемых диктантах количество таких работ оказалось значительным. "Малаток" - молоток, "паравос" - паровоз, "чилавек" - человек, "девачка" - девочка, "сабака" - собака, "виршына" - вершина. Именно такое письмо М. В. Панов назвал "фонетической орфографией". То, что Л. В. Щерба обозначил как "фонетическая муштра", для детей - естественно: "афтобус", "трупка", "лошка", "афтаручка", "лотка" - ассимиляция по глухости, "хвосьтик", "гвозьдик" - ассимиляция по мягкости, "транвай" - диссимиляция, "ленчик" - диереза, "флак", "сат" - действие закона конца слова. Но встретились и так называемые "осторожные" дети. Это те, что, однажды допустив ошибку, стараются ее больше не повторять. "Самолед" - самолет, "мошина" - машина, "живодное" - животное.

Особенности русской графики представляют для детей с ЗПР большое препятствие в освоении грамоты. Отсюда значительная группа ошибок на нарушение правил графики: - обозначение мягкости на письме; - употребление букв Е, Ё, Ю, Я; - использование буквы Й.

Выражение палатализованности - непалатaлизованности на письме передается учениками по-разному:

1. Часть детей не используeт данный показатель: "тюлпан" - тюльпан, "возму" - возьму, "толко" - только, "камен" - камень, "далше" - дальше, "малчик" - мальчик.

2. Иногда дети, наоборот, как бы усиливают мягкость, прибавляя Ь к мягким согласным: "мячь" - мяч, "утьк" - утюг, "вьершына" - вершина и др. Думается, что ошибки на вставку/пропуск мягкого знака обусловлены тем, что зрительные знаки Ь и Ъ, которые не обозначают звуков, еще не усвоены, как и способы передачи мягкости на письме.

Ошибки, связанные с косвенным способом обозначения мягкости, весьма разнообразны:

А. Использование гласной, указывающей на твердость предшествующей согласной, вместо указывающей на мягкость: "мач" - мяч, "спычки" - спички, "утук" - утюг, "рысунак" - рисунок, "лустра" - люстра и др.

Б. Употребление сочетания двух букв для передачи мягкости: "тиышына" - тишина, "самалеот" - самолет. При этом ребенок то дополняет мягкость, добавляя йотированный звук, то использует йотированный в сочетании с нейотированным.

С нарушением правил графики связана группа ошибок на употребление знаков, которые выполняют двойную функцию. Написание слов с буквами Е, Ё, Ю, Я характеризуется тем, что в начале слова дети изображают их в виде двух букв: "яащик", "еолка", яасли".

Зафиксировано нами и написание "йолка", на формальную возможность которого указывал И. А. Бодуэн де Куртенэ.

При обозначении йота дети не ставят знак над буквой: "чаиник" - чайник, "скамеика" - скамейка, заменяют Й другими буквами: "чае" - чай, "чаека" - чайка, "скамеяка" - скамейка. Для группы детей характерным оказалось написание ЕИ на месте Й: "чаеи" - чай, "чаеиник" - чайник. Видимо, на данном этапе овладения грамотой дети еще не научились выделять фонему <Й>, произносить ее, отличать от фонемы <И>.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Классификация и симптоматика дисграфии
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с расхождением в научных подходах к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дисграфи ...

Основные направления организации дополнительных образовательных услуг в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №35 г. Челябинска
МДОУ д/с №35 г. Челябинска основан в 1994 году, по проекту рассчитано на 210 мест, пристройка второго здания с бассейном в 1999 году. В настоящее время в группах воспитывается 210 детей (6 групп полн ...

Описание диагностических методик
Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru