Характеристика дисграфических ошибок учащихся 2 и 3 классов

Страница 2

Можно предположить, что ребенок допускает на письме пропуск букв, слогов или добавляет лишние буквы, слоги вследствие неумения проводить большое число мыслительных операций при письме, когда требуется последовательный фонетический анализ.

В эту же группу (искажения структуры слова), видимо, можно отнести случаи фонетического письма, когда дети передают звучащую речь с помощью фонетической транскрипции (весьма упрощенной). В анализируемых диктантах количество таких работ оказалось значительным. "Малаток" - молоток, "паравос" - паровоз, "чилавек" - человек, "девачка" - девочка, "сабака" - собака, "виршына" - вершина. Именно такое письмо М. В. Панов назвал "фонетической орфографией". То, что Л. В. Щерба обозначил как "фонетическая муштра", для детей - естественно: "афтобус", "трупка", "лошка", "афтаручка", "лотка" - ассимиляция по глухости, "хвосьтик", "гвозьдик" - ассимиляция по мягкости, "транвай" - диссимиляция, "ленчик" - диереза, "флак", "сат" - действие закона конца слова. Но встретились и так называемые "осторожные" дети. Это те, что, однажды допустив ошибку, стараются ее больше не повторять. "Самолед" - самолет, "мошина" - машина, "живодное" - животное.

Особенности русской графики представляют для детей с ЗПР большое препятствие в освоении грамоты. Отсюда значительная группа ошибок на нарушение правил графики: - обозначение мягкости на письме; - употребление букв Е, Ё, Ю, Я; - использование буквы Й.

Выражение палатализованности - непалатaлизованности на письме передается учениками по-разному:

1. Часть детей не используeт данный показатель: "тюлпан" - тюльпан, "возму" - возьму, "толко" - только, "камен" - камень, "далше" - дальше, "малчик" - мальчик.

2. Иногда дети, наоборот, как бы усиливают мягкость, прибавляя Ь к мягким согласным: "мячь" - мяч, "утьк" - утюг, "вьершына" - вершина и др. Думается, что ошибки на вставку/пропуск мягкого знака обусловлены тем, что зрительные знаки Ь и Ъ, которые не обозначают звуков, еще не усвоены, как и способы передачи мягкости на письме.

Ошибки, связанные с косвенным способом обозначения мягкости, весьма разнообразны:

А. Использование гласной, указывающей на твердость предшествующей согласной, вместо указывающей на мягкость: "мач" - мяч, "спычки" - спички, "утук" - утюг, "рысунак" - рисунок, "лустра" - люстра и др.

Б. Употребление сочетания двух букв для передачи мягкости: "тиышына" - тишина, "самалеот" - самолет. При этом ребенок то дополняет мягкость, добавляя йотированный звук, то использует йотированный в сочетании с нейотированным.

С нарушением правил графики связана группа ошибок на употребление знаков, которые выполняют двойную функцию. Написание слов с буквами Е, Ё, Ю, Я характеризуется тем, что в начале слова дети изображают их в виде двух букв: "яащик", "еолка", яасли".

Зафиксировано нами и написание "йолка", на формальную возможность которого указывал И. А. Бодуэн де Куртенэ.

При обозначении йота дети не ставят знак над буквой: "чаиник" - чайник, "скамеика" - скамейка, заменяют Й другими буквами: "чае" - чай, "чаека" - чайка, "скамеяка" - скамейка. Для группы детей характерным оказалось написание ЕИ на месте Й: "чаеи" - чай, "чаеиник" - чайник. Видимо, на данном этапе овладения грамотой дети еще не научились выделять фонему <Й>, произносить ее, отличать от фонемы <И>.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Принципы организации внеклассной работы
творчество кружок внеклассный художественный Дидактические принципы – это исходные пополнения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении занятий. Они вытекают из з ...

Дисграфия как предмет исследования
Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термин "дисграфия" — от лат. "графо" — пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Дисграфи ...

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru