Исследование профессиональной направленности старшеклассников

Страница 1

Профориентационная работа в школе ведется со старшеклассниками в подростковом возрасте, именно в этом возрасте появляется особый интерес к себе как личности.

В подростковом возрасте происходит выработка соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Соответствующие интересы и склонности зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах.

В старших классах появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, которые позволяют заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций.

Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становиться центральным новообразованием ранней юности. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.

Традиционный смысл профконсультационной помощи видеться в выдаче самоопределяющемуся старшекласснику рекомендаций о выборе подходящей для него профессии или сферы деятельности. Основанием для такой рекомендации является изучение качеств подростка и их сопоставление с требованиями рассматриваемой профессии.

В более современном понимании смысл профконсультационной помощи сводиться к постепенному формированию у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке профессиональных планов и перспектив. При этом конкретный профессиональный выбор может рассматриваться как один из элементов профессионального самоопределения вообще, а также одно из упражнений для формирования способности к последующим профессиональным выборам, которых на протяжении жизни у человека случается немало.

В данной дипломной работе мы проводили исследование профессиональной направленности старшеклассников и автоматизировали применяемые нами методики. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Анализ литературы по проблемам профориентационной работы в школе;

Сбор данных об используемых методах профориентационной работы в школе;

Составление батареи методик для исследования профессиональной направленности старшеклассников;

Анкетирование школьников по выбранным методикам;

Анализ информационных технологий по автоматизации тестов;

Автоматизирование методик.

В рамках дипломной работы было проведено исследование цель которого состояла в выявлении сформированности профессиональных интересов и склонностей учащихся 10 - 11 классов и проведении их сравнительного анализа.

Объектом исследования является мотивационная направленность старшеклассников.

Предметом исследования является выявление индивидуальных склонностей и способностей личности, с целью оказания помощи в выборе профессии.

Гипотеза исследования такова, что вовремя выявленные интересы и склонности учащихся существенным образом влияют на правильный выбор профессии.

Для проверки выдвинутой гипотезы мы использовали метод тестирования. Нами применялись следующие методики:

дифференциально-диагностический опросник (ДДО) интересов Е.А. Климова, служащий для оценки профориентационной направленности личности;

методика "Карта интересов А.Е. Голомштока", которая изучает интересы и склонности старшеклассников в различных сферах деятельности;

тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, предназначенный для диагностики устойчивых мотивов деятельности личности.

Результаты тестирования

Тест: "Карта интересов"

Результаты тестирования по данной методике представлены в таблице

Таблица 3.1 - Результаты тестирования 10 А класс

Вид деятельности:

биология

география

геология

медицина

легкая и пищевая промышленность

физика

химия

техника

электрорадиотехника

металлообработка

деревообработка

строительство

транспорт

авиация, морское дело

военное дело

история

литература

журналистика

общественная деятельность

педагогика

право, юриспруденция

сфера обслуживания, торговля

математика

экономика

иностранный язык

изобразительное искусство

сценическое искусство

музыка

физкультура, спорт

Ф.И., возраст

1. Верещагина Лена, 15

3

-5

-2

0

-1

1

-2

-3

-2

-6

-5

-3

1

-5

7

4

-6

1

0

-6

-4

3

-5

1

-3

-3

-1

-3

9

2. Тутатчикова Рита, 15

-5

-6

-6

-3

-5

-5

-5

-8

-10

-11

-9

-12

-10

-6

-7

-4

-11

0

1

-6

0

0

-8

-3

-1

-5

-2

-3

1

3. Нагорнов Денис, 16

4

2

2

-9

5

3

-3

4

7

7

8

-5

-2

2

5

-2

-6

-6

-5

-7

-2

-4

-3

-4

1

-8

-5

-5

8

4. Замалтдинова Полина

-6

-2

-4

-4

-2

-6

-6

-5

-6

-7

-5

-5

-6

-2

-4

2

-4

-1

-2

0

0

3

-6

2

-3

-2

4

-6

-4

5. Хуснутдинова Альфия, 15

-7

-2

-1

-3

1

-5

-4

-7

-5

-6

-1

-3

-1

-1

-3

-6

-7

0

1

1

4

3

-9

-3

0

-3

4

-1

-1

6. Довыденко Наташа, 15

-5

1

-5

-1

-4

-4

-3

-2

-3

-7

-6

-6

-4

1

-1

-1

-4

0

0

2

5

4

-6

-2

4

-2

0

0

-6

7. Попкова Олеся, 15

-3

-5

-3

3

-5

-7

-3

-6

-6

-6

-4

-6

-5

1

1

-6

-7

2

3

3

5

1

-4

0

-6

-2

0

2

-4

8. Хамбекова Даша, 15

0

-1

0

-3

-1

-5

-9

-8

-8

-9

-6

-11

-9

-8

-11

-2

0

1

-1

-4

-3

2

-11

-1

10

2

-1

-4

0

9. Хорунжая Полина, 16

-5

-4

-9

2

-8

-8

-8

-6

-8

-7

-5

-4

-8

-3

-2

5

7

7

1

-8

-1

1

-11

0

1

5

7

1

0

10. Исакова Марина, 15

-8

-8

-12

-11

-3

-3

-11

-12

-11

-11

-8

-11

-10

-8

-7

-8

-12

-6

-3

-9

-3

-4

-12

-10

1

-8

4

5

-6

11. Жевела Анна, 15

-6

0

-4

-4

-2

-6

-6

-1

-4

-4

-6

-6

-6

-4

-6

4

-2

-4

0

0

0

3

-6

4

-2

0

2

-6

-4

12. Димитрова Лена, 16

-7

-2

-7

-7

-7

-6

-7

-5

-7

-7

-5

-4

-4

-6

-5

-6

-7

0

-3

-7

-4

-2

-7

-1

-7

-4

-2

-2

-4

13. Романовский Алеша, 16

1

-11

-8

-5

-7

10

12

11

12

11

12

-8

2

1

10

-6

-12

-7

-9

-7

-2

-6

7

-1

-9

-9

-8

-5

-2

14. Кузенков Евгений, 15

-11

-11

-12

-11

-9

-5

-11

-1

-8

-12

-11

-11

0

-5

0

-10

-12

-6

0

-7

2

-5

-12

1

-7

-1

-1

-9

-1

15. Троцкая Вика, 15

-7

-6

-6

-5

-4

1

4

-4

-6

-8

-5

-4

-4

-1

-2

-5

-9

-2

-3

-2

-1

-2

-5

-4

-5

-7

-5

-5

-6

16. Милюшкина Оля, 16

-7

-3

-6

-7

-6

-6

-7

-4

-4

-8

-5

-8

-5

1

-5

-4

-2

-1

-2

-5

-3

-2

-8

-5

0

-5

7

5

-2

17. Джугастранская Катя, 15

-5

-6

-8

-7

-6

-5

-8

-5

-5

-8

-6

-7

-7

-4

-5

-5

-7

-2

-4

-2

-1

-2

-6

-4

-4

-6

-5

-5

-4

18. Лаук Сергей, 16

1

3

1

-1

-5

7

0

5

4

1

2

0

7

7

9

5

-7

-2

4

0

8

-1

-2

3

-6

-4

-4

-2

8

19. Вадимов Вова, 15

-6

-4

-3

6

-4

2

4

3

3

1

-2

-4

2

10

2

1

-6

-2

2

-4

-3

0

-6

0

-6

-6

-2

-5

1

20. Половникова Наталья, 16

-4

-5

-3

0

4

4

-3

-4

-6

-6

-4

-6

-1

0

1

-5

-4

0

4

2

8

1

-4

-2

-6

-6

-3

-2

2

21. Кувеко Карина

-4

-4

-5

3

-8

-5

0

-5

-8

-8

-5

-8

-6

0

-4

2

-4

-1

3

-9

0

3

-9

1

-3

3

1

2

-7

22. Тимошенко Таня, 16

-6

-7

-8

-9

-8

-6

-11

-9

-9

-10

-6

-10

-9

-7

-5

-4

-4

-4

-2

-6

4

-1

-10

-6

-1

-4

4

1

-3

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Проблемы участия России в Болонском процессе
Высшее образование в России обладает одной принципиальной особенностью, какой нет ни в Европе, ни в Америке. Это – сосредоточение элитных вузов в Москве, Петербурге и в ряде академических центров. Эт ...

Основные характеристики самостоятельной работы студентов
Аналитики Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики СРС: 1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего – это формирование ус ...

Содержание внеклассной работы
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котор ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru