Обновление дошкольного образования

Страница 2

Игра, самообслуживание, эстетическая деятельность недостаточ­но использовались для полноценного развития ребенка, в то время как наполнение жизни детей в детском саду изобразительным и му­зыкальным искусством, литературой создает условия для сниже­ния психологической нагрузки, воспитывает у детей самостоятель­ность, эстетический вкус, культуру деятельности и досуга.

Однообразная обстановка в группе с регламентированным раз­мещением «уголков», расположение детских столов по типу школь­ного класса, письменный стол воспитателя усиливали формализо­ванные отношения.

Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта в образовательной работе с детьми авторы методических рекомендаций предлагают проводить по следующим направлениям:

- изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к общению, ориентированному на личностное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми);

- отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных конкретных сведений при ознакомлении с окружающим;

- изменение формы и содержания обучающих занятий, сокра­щение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с не­ большими подгруппами детей, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

- насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы, ориентирующих на обще­ человеческие нравственные ценности, расширяющих кругозор ре­бенка;

- изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями, выбора детьми вида деятельности и ее формы - совместной со сверстниками или индивидуальной.

Гуманизация педагогического процесса предполагает построе­ние личностно ориентированной модели воспитания, изменение формы общения воспитателя с детьми в процессе традиционных видов детской деятельности и в повседневной жизни. В большей степени учитывать интересы, желания, способности ребенка, стре­миться к сотрудничеству в познавательном, продуктивном, трудо­вом, бытовом взаимодействии, к партнерству в играх.

В названных выше методических рекомендациях авторы рас­крывают следующие позиции, определяющие типы взаимодействия взрослого с детьми:

- позиция «учителя», который ставит перед детьми определен­ные задачи, предлагает определенные способы или средства их раз­ решения, оценивает правильность действий. Какими бы демокра­тичными ни были здесь формы общения, в этом случае взрослый находится как бы «над» ребенком;

- позиция «равного» партнера, включенного в деятельность с детьми, который изнутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельно­сти проблемы «вместе» в детьми без жестких оценок - «правиль­но-неправильно», «хорошо-плохо» и т.п.;

- позиция «создателя» окружающей развивающей среды, пред­метного мира ребенка, когда взрослый непосредственно не вклю­чен в детскую деятельность, а предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

Каждая из представленных позиций имеет самостоятельное зна­чение для наиболее эффективного решения задач развития и вос­питания ребенка, не вытесняется другими и имеет свое место в пе­дагогическом процессе. Мастерство педагога связано с овладени­ем каждой из указанных позиций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Кружок как основная форма организации технического творчества
Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок – добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящих ...

Песочная терапия в России
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а т ...

Пример применения песочной терапии на развивающем занятии в ДОУ
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел песок, чтобы поведать свои тайны, рассказать интересные истории и сказки. Здесь, в нашей песочнице, живет властелин песка — Песочный Человечек. Он очень весе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru