Усвоение глухими школьниками системного устройства языка

Язык, применяемый и изучаемый учащимися, является фактором, системообразующим саму методику обучения языку.

Первой особенностью языка как знаковой системы является его целостность. Все элементы языка и его уровни сосуществуют только в единстве и взаимодействии друг с другом. В процессе восприятия (аудирования и чтения) речь воспринимается блоками, структурами. Учитывая свойство целостности, С.А. Зыков предложил дедуктивный способ знакомства глухого ребенка с языком, аналогичный естественному процессу восприятия: все языковые факты, явления, значения усваиваются не отдельно и не поочередно, а в составе синтаксических единиц – предложений, словосочетаний, диалоговых конструкций.

Второй базовой особенностью языка является его внутренняя неоднородность. Согласно современной модели языка в нем выделяют три компонента: языковую способность, речевую деятельность, языковую систему. Эти компоненты на каждом этапе обучения представлены и в его содержании, и в структуре его организации.

Языковая способность – это особый тип активности человека: готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, применять новые слова в реальных ситуациях общения. Ее развитие проявляется в желании и умении глухих детей вступать в контакт с окружающими людьми с использованием словесной речи. Для формирования языковой способности детей сначала учат реагировать на обращенную речь в условиях предметной ситуации, организуют общение в процессе разнообразных видов деятельности (предметно-практической, учебной, игровой). Овладеть такой способностью помогает также широкая речевая практика, удовлетворяющая коммуникативные потребности детей, обеспечивающая усвоение речевого материала и определенных языковых норм.

В среде психолингвистов речевая деятельность рассматривается как самостоятельный вид человеческой деятельности, которая есть средство осуществления вербального общения, знаковой формой взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности реализуют это общение. К ним относятся: говорение, чтение, аудирование, письмо; сюда же относят специфические, принятые в общении с глухими и между глухими виды: слухозрительное восприятие, дактилирование, оральное чтение. Обучая детей разным видам речевой деятельности, сурдопедагог фиксирует свое внимание на всех структурных компонентах этой деятельности.

Каждый из видов речевой деятельности осуществляется особыми способами, для чего следует учить детей совокупности действий – артикуляции при говорении, движениям пальцев при дактилировании, специфическим приемам письма, глобальному и аналитическому чтению и др. Все это представляет операциональную основу речевой деятельности, которая последовательно и специально отрабатывается в ходе обучения. Основной задачей сурдопедагога является развитие у глухих детей коммуникативных навыков, умения их использовать в соответствии с задачами общения и усвоение детьми чтения и письма.

Языковая система как структурированная система разноуровневых единиц есть средство существования, формирования и выражения речевой деятельности. В коммуникативно-деятельностной системе языковые знания, умения и навыки: лексические, грамматические, фонетические, – формируются не поочередно, а комплексно, а также по особой логике поэтапного восхождения от речи к языку: от подражания речевым образцам, интуитивного восприятия грамматических и морфологических закономерностей к их осмыслению и инициативному применению. С самого начала обучения дети имеют дело не с отдельными словами и их формами, а с готовыми речевыми высказываниями, что позволяет глухим выражать просьбы, желания, чувства, мысли.

Статьи по теме:

Детская сказка, как добрый воспитатель нравственности у старших дошкольников
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует о ...

Виды изложений и их классификация
В школьной практике используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед ...

Этапы и приемы работы над изложением
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложений на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru