Цели и содержание обучения математики

Страница 3

На сегодня общепризнанных критериев отбора основ наук нет, однако делаются попытки их сформулировать. Ю.К. Бабанский предложил следующие критерии оптимизации объема и сложности учебного материала:

целостности содержания, – это означает, что учебный предмет должен отражать все основные направления развития науки;

научной общепризнанности, по которому с некоторыми вопросами можно знакомить учеников, но в основу наук не включать;

научная значимость, которая отражает широту внедрения научных знаний. Они могут иметь всеобщий или частный характер;

соответствие возрастным особенностям ученика, которые тесно связаны с доступностью;

соответствие времени, отведенному на изучения учебного предмета;

соответствие международным стандартам, это означает, что учебные программы наших школ должны соответствовать лучшим мировым примерам аналогичных программ.

Современное содержание школьного курса математики получило научное обоснование. Несмотря на изменения, которые происходят в нем, на продолжении достаточно значительного отрезка времени оно сохраняет свое основное ядро:

числовые системы;

величины;

уравнения и неравенства;

тождественные преобразования математических выражений;

координаты;

функции;

геометрические фигуры и их свойства, измерение геометрических величин; геометрические преобразования;

векторы;

основы математического анализа.

Каждый раздел имеет свою историю развития как предмет изучения в средней школе.

Проекты модернизации школьного образования предмета для изучения:

элементарную теорию множеств;

введение в математическую логику;

понятия из современной алгебры (группы, кольца, поля и вектора);

введение в теорию вероятностей и статистику.

Модернизация математического образования означает приведение элементарной математики в соответствие с современными идеями, методами, требованиями. Движение за модернизацию математического образования началось более 100 лет тому назад. Однако целесообразней осовременивать преподавание математики, чем включать в программу новые разделы из современной математики, представляющие методические трудности в изложении.

Модернизация не означает отказа от всего традиционного, а лишь замену тех из них, которые потеряли в настоящее время смысл. Примером такой традиции может служить Евклидова система построения геометрии. Выделим причины, осложняющие ее модернизацию:

она громоздка и изолирует геометрию от остальной математики, и проникновение в нее современных идей;

необходимые для практики геометрические знания приобретаются в пропедевтическом курсе, построенном на использовании опыта и основанном на интуиции; в дальнейшем необходимо введение дедуктивного метода, способствующего развитию логического мышления;

психологический фактор (не приятие современного построения прежде всего учителями).

Таким образом в процессе обучения математики в органичном единстве должны достигаться образовательные, воспитательные и развивающие цели. Учителю математики необходимо точно знать цели обучения в целом и в каждом классе отдельно, что поможет правильно определить цели изучения тем и уроков.

Проникновение математики в другие науки повлияло на формирование целей математического образования и привело к тому что владение математическими знаниями и методами в определенном объеме и специфическим языком математики стали обязательным элементом общей культуры. В процессе обучения математике необходимо формировать у учащихся научные мировоззрения и навыки мыслительной деятельности по добыванию новых знаний, усилить прикладное значение изучаемого теоретического материалы, привить учащимся навыки проведения логических рассуждений и выделения логических следствий, характерных дедуктивному мышлению.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Задачи и содержание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ ЦРР детский сад №462 г. Челябинска, в старшей группе, количество детей – 18 человек. Задачи опытно-экспериментальной работы: Выявить уровень с ...

Характеристика тренировочных упражнений, используемых во 2 и 3 классах для предупреждения дисграфических ошибок
Одним из наиболее стойких типов специфических ошибок письма являются смешения букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений руки. Это так называемые ошибки по кинетическому ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
Сначала мы обследовали состояние звукопроизношения при изолированно произнесенном звуке. Результаты обследования представлены в таблице № 3 . Таблица 3 Результаты состояния звукопроизношения при изол ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru