Анализ результатов коррекционно-логопедической работы

Страница 5

Основными принципами логопедической работы по преодолению дисграфии являются патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения), и принцип учета "зоны ближайшего развития", правильное сочетание коррекции произносительной стороны речи и развития звукового анализа.

Из многочисленных научных исследований известно, что ребенка нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.

Последовательность работы по преодолению смешанных дисграфий подразумевает комплексное коррекционно-логопедическое воздействие по формированию и развитию навыков, которые являются необходимой основой для формирования письменной речи. А именно: работу над звукопроизношением; развитие зрительного анализа и синтеза; развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие языкового анализа и синтеза; расширение словарного запаса; работа по развитию грамматического строя речи; развитие связной устной и письменной речи.

Таким образом, под влиянием работы, сочетающей развитие произносительной стороны речи, звукового анализа и графических навыков, учащиеся прочно овладевают навыками правильной письменной речи, требующей от ребенка решения сразу двух задач — соблюдения графических норм и сосредоточения внимания на содержании.

Известно, что у детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций, в том числе и памяти.

В младшем школьном возрасте память постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его, запомнить выученное и уметь воспроизвести его через длительное время в устной и письменной форме.

Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости. Недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.

Необходимо иметь в виду, что младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти является в этот период наиболее эффективной.

Таким образом, развитие зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи — как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительной памяти следует уделять при работе с детьми-дисграфиками.

Цель данного исследования заключалась в определении коррекционно-педагогических условий, детерминирующих процесс преодоления смешанной дисграфии у младших школьников.

В результате анализа материалов учебной, научной и методической литературы было сделано гипотетическое предположение о том, что работа по преодолению дисграфии будет проходить более успешно при специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Характеристика становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об ...

Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...

Система экологического воспитания: средства, методы, формы и приёмы
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: само ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru