Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте

Статьи о педагогике » Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии » Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте

Страница 3

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить выученное и уметь воспроизвести его через длительное время как устно, так и письменно. Неумение ребенка запоминать не только сказывается на его учебной деятельности, но и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости. Существует прямая зависимость успешности обучения от объема зрительной памяти. В усвоении знаний наибольший объем зрительной памяти характерен для детей со средней успешностью обучения, что связано, по-видимому, с преобладанием процессов запоминания над процессами осмысления учебного материала у данной группы. Специфика влияния эйдетической памяти на эффективность обучения заключается в зависимости успешности детей в учебной деятельности (усвоение знаний) от объема и точности воспроизведения образов. В учебной деятельности успешность обучения прямо связана со скоростью воспроизведения образов, что подтверждает вывод о ведущей роли процессов памяти в обучении детей дошкольного возраста. Таким образом, эффективность обучения школьников существенно зависит от развития зрительной памяти.

В развитии зрительной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком.

Недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма:

трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента);

трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);

ребенок не "видит" строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы "в — д", пишет "лишние элементы": "и — ш", "л — м" или, наоборот, недописывает;

ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании.

У младших школьников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти является в этот период наиболее эффективной. Именно в начальной школе каждый ученик должен научиться запоминанию и усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

Вне зависимости от того, какой вид памяти развивается, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем — воспроизведения, наконец — избирательности памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Экспериментальное выявление особенностей самостоятельной работы студентов педагогического колледжа
При изучении опыта работы педагогов Клинцовского педагогического училища (с 01.09.2006 – является колледжем) был использован опыт преподавателя методики физического воспитания и развития детей. В Кли ...

Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция - это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. В преподавании родно ...

Выдающиеся русские педагоги и мыслители о назначении и смысле начальной школы
Вторая половина XIX века – это период становления научной педагогики. Многие русские мыслители и педагоги, увлеченные идеей народного просвещения, разрабатывали принципы построения школьного образова ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru