В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить выученное и уметь воспроизвести его через длительное время как устно, так и письменно. Неумение ребенка запоминать не только сказывается на его учебной деятельности, но и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости. Существует прямая зависимость успешности обучения от объема зрительной памяти. В усвоении знаний наибольший объем зрительной памяти характерен для детей со средней успешностью обучения, что связано, по-видимому, с преобладанием процессов запоминания над процессами осмысления учебного материала у данной группы. Специфика влияния эйдетической памяти на эффективность обучения заключается в зависимости успешности детей в учебной деятельности (усвоение знаний) от объема и точности воспроизведения образов. В учебной деятельности успешность обучения прямо связана со скоростью воспроизведения образов, что подтверждает вывод о ведущей роли процессов памяти в обучении детей дошкольного возраста. Таким образом, эффективность обучения школьников существенно зависит от развития зрительной памяти.
В развитии зрительной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком.
Недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма:
трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента);
трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента
ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);
ребенок не "видит" строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы "в — д", пишет "лишние элементы": "и — ш", "л — м" или, наоборот, недописывает;
ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании.
У младших школьников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти является в этот период наиболее эффективной. Именно в начальной школе каждый ученик должен научиться запоминанию и усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.
Вне зависимости от того, какой вид памяти развивается, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем — воспроизведения, наконец — избирательности памяти.
Статьи по теме:
Условия эффективности игры как воспитательного средства
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство ...
Содержание урока по лёгкой атлетике
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Урок по легкой атлетике слагается из мно ...
Методические основы проведения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенно ...