Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте

Статьи о педагогике » Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии » Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте

Страница 4

При развитии зрительной памяти на этапе формирования процесса узнавания алгоритм следующий: ребенок запоминает 2-6 изображений предметов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди большего числа аналогичных.

В ходе формирования избирательности любого вида памяти ребенку предлагается запоминаемый материал, затем следует показать ему такой же ряд, но с иным расположением эталонных стимулов или с измененными элементами (фигуры с недорисованными фрагментами, слова со сходным звучанием и т.п.). Ребенку необходимо восстановить нужный порядок, указать, что неправильно, заменить ошибочный вариант верным.

Таким образом, развитие зрительной памяти связано с запоминанием и последующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. При этом происходит обучение ребенка разным мнемотехникам, т.е. способам опосредования мнестического процесса.

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Следовательно, для развития памяти ребенка полезны не только специальные упражнения на запоминание, но и формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Таким образом, развитие зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи — как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительной памяти следует уделять при работе с детьми-дисграфиками.

В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы исследования.

Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термин "дисграфия" — от лат. "графо" — пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса.

Дисграфия — частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.

Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая дисграфия; дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия); дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия. Указанные виды дисграфии в чистом виде встречаются редко, чаще наблюдается картина смешанной дисграфии.

Дисграфия является одним из проявлений системного недоразвития речи, которое охватывает все стороны речевого развития ребёнка, а также ряд его неречевых функций. В данном случае становится очевидной важность своевременной коррекционной работы с логопедом.

Последовательность работы по преодолению смешанных дисграфий подразумевает комплексное коррекционно-логопедическое воздействие по формированию и развитию навыков, которые являются необходимой основой для формирования письменной речи. А именно: работу над звукопроизношением; развитие зрительного анализа и синтеза; развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие языкового анализа и синтеза; расширение словарного запаса; работа по развитию грамматического строя речи; развитие связной устной и письменной речи.

Таким образом, под влиянием работы, сочетающей развитие произносительной стороны речи, звукового анализа и графических навыков, учащиеся прочно овладевают навыками правильной письменной речи, требующей от ребенка решения сразу двух задач — соблюдения графических норм и сосредоточения внимания на содержании.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Проблемы профориентационной работы в школе
Общеобразовательная школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для ра ...

Сущность и особенности лекции, как основной формы преподавания в ВУЗе
Термин происходит от латинского «lectio» – чтение и означает устное изложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школы и является основной форме передачи информ ...

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей
Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствуе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru