Образование и воспитание как процессы социального наследования

Статьи о педагогике » Основы педагогики » Образование и воспитание как процессы социального наследования

Страница 2

Условно принципиальная разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на усвоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико- материалистическое мировоззрение обучаемых.

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера. Данный процесс одновременно влияет и на образованность личности, является непосредственным фактором стимулирования активности школьников в учении.

Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности. Но процесс обучения непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности. Процесс воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение. Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно- эмоциональную сферы. Таким образом процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания, а процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующе–мотивационных факторов обучения.

Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы и т.д., то в воспитательном процессе – воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, индивидуальные воспитательные влияния. В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей. Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе – классе, по определенному учебному плану, по строго регламентированным программам. Процесс воспитания имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, культурно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива.

Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, т.к. невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений. В то же самое время методы воспитания (поощрение, порицание, предъявление требований, создание общественного метода и т.д.) выступают в роли методов стимулирования учения. Более того, без применения методов воспитания в процессе обучения невозможно обеспечить его успешное и тем более оптимальное функционирование.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Предложения по повышению уровня гражданско-патриотического воспитания в исследуемом общеобразовательном учреждении
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи: - изучение истории своего края; - воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её ...

Основные меры по реформированию сферы образования
1. Введение образовательных ваучеров Суть данного нововведения заключается в переходе от финансирования школ к финансированию учеников. Переход на ваучеры предполагает, что родители всех детей школьн ...

Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
Известно, что в экономических кругах широко распространена точка зрения о делении истории развития человеческого общества на 3 этапа, идея о трёх цивилизациях: доиндустриальной, индустриальной и пост ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru