Методические приемы изучения словарных слов латинского происхождения на уроках русского языка в 5-7 классах

Статьи о педагогике » Изучение иноязычных слов латинского происхождения на уроках русского языка в 5-7 классах » Методические приемы изучения словарных слов латинского происхождения на уроках русского языка в 5-7 классах

Страница 5

Процент – 1) сотая доля числа, принимаемого за целое; 2) доход, получаемый на деньги, вложенные в банк. А в Петровскую эпоху это слово было заимствовано из немецкого языка. Первоначально – латинское pro «за», сentum «сто».

Еще детям можно дать информацию о некоторых этимологических однокоренных словах. (Но в этом случае необходимо, чтобы учитель объяснил учащимся, что нужно различать исторический и современный состав слова.) Например, слова портфель, портативный, паспорт, импорт, экспорт восходят к латинскому корню porto «несу». У древних римлян существовал обычай: перед тем как основывать новый город, проводили черту – границу на земле как раз там, где предполагалось строительство городской стены. Черту эту обычно пропахивали плугом, а в том месте, где должны были находиться городские ворота, землю не вспахивали, а плуг проносили над изображаемыми воротами. Отсюда porto «несу», portus «ворота». Порт

– ворота в море. Паспорт

– первоначально удостоверение на право судна войти в порт и выйти из порта; затем – документ, удостоверяющий личность. Портфель

– сумка для деловых бумаг. Портативный

– небольшого размера, легко переносимый с места на место предмет. Итак, с точки зрения истории все эти слова – родственники.

Повысить интеллект учащихся можно не только с помощью рассказов о происхождении слов, но и с помощью специальных упражнений, также затрагивающих этимологию. Ниже приведены примеры заданий, связанных с происхождением имен собственных.

Назовите имена собственные, которые были образованы от данных латинских слов: 1) valeo «здоровье»; 2) vita “жизнь”; 3)mare “море”; 4) victoria “победа”; 5)innocentis “невинный”; 6) claudus “хромой”; 7)caput “голова”; 8) paulo “немного”; 9) clarus “светлый”; 10) albus “белый”; 11) pulcher “красивый”; 12) rex “царь”; 13) justus “справедливый”; 14) constantia “стойкость”.

Примерный перечень имен, которые могут назвать учащиеся: 1) Валентин, Валентина, Валерий, Валерия; 2) Виталий, Виталина; 3) Марина; 4) Виктор, Виктория; 5) Иннокентий; 6) Клавдий; Клавдия; 7) Капитон, Капиталина; 8) Павел, Полина; 9) Клара; 10) Альбина; 11) Пульхерия; 12) Регина; 13) Устин, Устина; 14) Константин, Констанция.

Такой вид работы является самым легким из всех заданий, связанных с именами латинского происхождения. Но после некоторых уроков предварительной подготовки учащимся уже можно будет предлагать более сложные упражнения. Например, от каких латинских слов произошли данные имена и что они означают: 1) Валентин, 2) Виктор, 3) Виталий, 4) Марина, 5) Иннокентий, 6) Клавдия, 7) Кандид, 8) Капитон, 9) Павел, 10) Фелиция, 11) Альбина. 12) Клара, 13) Констанция, 14) Матрена, 15) Пульхерия, 16) Регина, 17) Сильвия, 18) Северина, 19) Слелла, 20) Устин.

Ответы учеников следующие: это слово произошло от …1)…valeo “здоровый”; 2)…victoria “победитель”; 3)…vita “жизненный”; 4)…mare “морская”; 5)…innocentis “невинный”; 6)…claudus “хромая”; 7)…candidus “белоснежный”; 8)…caput “главный”; 9)…paulo “малый”; 10)…felix “счастливая”; 11)…albus “белая”; 12)…clarus “светлая”; 13)…constantia “стойкая”; 14)…matrone “знатная”; 15)…pulcher “красивая”; 16)…rex “царственная”; 17)…silva “лесная”; 18)…severus “суровая”; 19)…stella “звездная”; 20)…justus “справедливый”.

Приведенные выше упражнения позволяют не только глубоко проникнуть в значения слов латинского происхождения, но и развить языковое сознание учащихся, повысить их интеллект.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать выводы, что этимологию можно использовать не только на этапе знакомства школьников с изучаемым словом, но и в ходе тренировочных упражнений, а также при контроле усвоенных знаний. Все это направлено прежде всего на формирование у учащихся навыка вникать в значение слова путем анализа его структуры, осмысливать его семантические связи с другими лексическими единицами современного русского языка. Представленные в работе задания способствуют развитию лингвистического мышления учеников, формированию у них интереса к языку, творческому отношению к предмету. Также повышается уровень языкового сознания учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по теме:

Проблемы МПМ
Развитие нашей школы на современном этапе поставила перед МПМ ряд новых проблем: разработка и обоснование содержания математики как учебного предмета в условиях дифференцированного обучения; коренное ...

Ход и результаты диагностического исследования уровня социальной адаптированности воспитанников коррекционной школы
Задачами практической части настоящего исследования являются следующие: 1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида. 2. Провести д ...

Народная глиняная игрушка
Для успешного овладения навыками декоративной лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знак ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru