Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Страница 4

Нам надлежит рассмотреть язык и стиль "Путешествие из Петербурга в Москву" в противопоставлениях – контрастах и аналогиях – родственных связей.

О языке – начнем с эпиграфа. О стиле – с посвящения. В эпиграфе закодирована церковно-славянская семантика, или, говоря учительским языком, идейный смысл. В посвящении закодирована стилистическая (сентименталистская и риторическая) программа. Эпиграф и посвящение – это кибернетика "Путешествие из Петербурга в Москву", наиболее компактный способ хранения стилистической информации, законсервированной на полтора века.

Какою силою, с какой филологической целью – подобно гиганту "гром-камню", весом в 1600 т, привезенному Екатериной II для гранитной скалы Медному всаднику Фальконе – нагромоздил Радищев "у входа" в "Путешествие из Петербурга в Москву" - эти слова-валуны, вконец обветшавшие для русского языка последней трети XVIII в. Церковнославянизмы?

По данным "Словаря церковнославянского и русского языка" 1847 г. "чудище – простонародное то же, что чудовище"; обло – "толстое"; озорно-"забиячливое, наглое"; огромно – "обширно". Подчеркнем явственно различимую в эпиграфе особенность, точно и глубоко подмеченную Ю. Н. Тыняновым: "Тредиаковский, тонко насмехавшийся над славянизмами. За эпиграфом как раз и звучит эта "улыбающаяся музыка" - интродукция и рондо каприччиозо языка Радищева: ирония, острословие, обличение".

Сентименталистский стиль обладает чудодейственным свойством редуцировать (ослаблять) любое просторечие. В стиле оно становится элегантным. Такова неоспоримо живая иллюзия восприятия. Стиль книги Радищева сложен – констатируют исследователи. Но в своей языковой сложности он экспрессивно целостен. Если целостность радищевского произведения долгое время воспринималась исключительно в целостности его идеологической концепции (вызова государственному порядку вещей, самодержавно-помещичьему строю), языка, приноровленного к функции социального протеста, то мы рассматривали громадную творческую волю писателя применительно к ее стилистическому выражению как одну из блистательных редакций сентименталистского стиля.

Как будто бы легко и быстро складывается вывод, что художественное произведение состоит из слов (из слов-кирпичей, по выражению М. Горького). Под языком художественной литературы часто понимается художественный апофеоз русского языка. Когда говорят о языке художественной литературы, то подразумевают, что следует "выставить лицом русское слово в его прямом значении".

Кто знает, какие бы направления принял в развитии литературно-художественный русский язык, стань "Путешествие из Петербурга в Москву" доступным читателю в конце XVIII в. Книга Радищева – памятник русского литературного языка этого времени. Каким глубоко интеллектуальным был наш язык два столетия назад! Поневоле задумаешься над парадоксом о языковой засоренности современного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Обучение измерению
Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при ...

Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост слов ...

Периодизация латинских заимствований
Так как основным вопросом данной работы является изучение слов латинского происхождения на уроках русского языка, то, конечно же, нас интересует заимствование именно латинской лексики. Можно выделить ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru