Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Страница 4

Нам надлежит рассмотреть язык и стиль "Путешествие из Петербурга в Москву" в противопоставлениях – контрастах и аналогиях – родственных связей.

О языке – начнем с эпиграфа. О стиле – с посвящения. В эпиграфе закодирована церковно-славянская семантика, или, говоря учительским языком, идейный смысл. В посвящении закодирована стилистическая (сентименталистская и риторическая) программа. Эпиграф и посвящение – это кибернетика "Путешествие из Петербурга в Москву", наиболее компактный способ хранения стилистической информации, законсервированной на полтора века.

Какою силою, с какой филологической целью – подобно гиганту "гром-камню", весом в 1600 т, привезенному Екатериной II для гранитной скалы Медному всаднику Фальконе – нагромоздил Радищев "у входа" в "Путешествие из Петербурга в Москву" - эти слова-валуны, вконец обветшавшие для русского языка последней трети XVIII в. Церковнославянизмы?

По данным "Словаря церковнославянского и русского языка" 1847 г. "чудище – простонародное то же, что чудовище"; обло – "толстое"; озорно-"забиячливое, наглое"; огромно – "обширно". Подчеркнем явственно различимую в эпиграфе особенность, точно и глубоко подмеченную Ю. Н. Тыняновым: "Тредиаковский, тонко насмехавшийся над славянизмами. За эпиграфом как раз и звучит эта "улыбающаяся музыка" - интродукция и рондо каприччиозо языка Радищева: ирония, острословие, обличение".

Сентименталистский стиль обладает чудодейственным свойством редуцировать (ослаблять) любое просторечие. В стиле оно становится элегантным. Такова неоспоримо живая иллюзия восприятия. Стиль книги Радищева сложен – констатируют исследователи. Но в своей языковой сложности он экспрессивно целостен. Если целостность радищевского произведения долгое время воспринималась исключительно в целостности его идеологической концепции (вызова государственному порядку вещей, самодержавно-помещичьему строю), языка, приноровленного к функции социального протеста, то мы рассматривали громадную творческую волю писателя применительно к ее стилистическому выражению как одну из блистательных редакций сентименталистского стиля.

Как будто бы легко и быстро складывается вывод, что художественное произведение состоит из слов (из слов-кирпичей, по выражению М. Горького). Под языком художественной литературы часто понимается художественный апофеоз русского языка. Когда говорят о языке художественной литературы, то подразумевают, что следует "выставить лицом русское слово в его прямом значении".

Кто знает, какие бы направления принял в развитии литературно-художественный русский язык, стань "Путешествие из Петербурга в Москву" доступным читателю в конце XVIII в. Книга Радищева – памятник русского литературного языка этого времени. Каким глубоко интеллектуальным был наш язык два столетия назад! Поневоле задумаешься над парадоксом о языковой засоренности современного мышления.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности принято считать преподавание и воспитание. Преподавание – это вид педагогической деятельности, направленный на преимущественно познавательную ...

Образование и воспитание как процессы социального наследования
Процесс образования Процесс воспитания Единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически заф ...

Педагогические условия профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
На формирование и развитие личности влияет и школа. Воспитание личности основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ученик не воспринимает уже ничего, даже самого распр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru