Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Статьи о педагогике » Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий » Анализ работы педагогов на уроках литературы по изучению теоретико-литературных понятий

Страница 2

Первая составляющая структуры такого урока – это своего рода установка, "введение" в проблему урока. Уяснив, что словесный портрет дает зрительное представление о литературном герое, ученики приступают к решению задач, непосредственно связанных с понятием "портрет литературного героя". Работа с теоретическим материалом – это второй компонент структуры речевого урока. Третий компонент структуры речевого урока – наблюдение над особенностями создания портретной характеристики персонажа.

В художественном произведении портретная характеристика, в основу которой положен изобразительный принцип "внутреннее через внешнее", - это способ выявить через внешность человека психологическое содержание его личности. В результате работы над текстом школьники отмечают, что словесный портрет литературного героя – это не только внешняя оболочка, выражающая внутреннюю жизнь его души, но и способ выражения отношения автора к герою.

Следующая (четвертая) составляющая структуры речевого урока связана непосредственно с предстоящей созидательной деятельностью учеников. Подчеркивается, что портрет никогда не воспринимается отдельно, но вместе с поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой. Герои в художественных произведениях по своему внутреннему содержанию могут быть разными: добрыми и злыми, бескорыстными и скупыми, благородными и негодяями. И об особенностях характера следует судить не только по поступкам, но и по их психологическому портрету, который являет собой внутреннюю суть литературного героя.

Домашнее задание (а это один из компонентов структуры речевого урока), является логическим продолжением работы на уроке, нацеливает учеников на создание письменного высказывания. Учащимся даются достаточно четкие ориентиры: 1) собрать "рассредоточенные" детали портрета героя; 2) выявить, как в портрете подчеркиваются определенные свойства его характера и однозначно ли их проявление; 3) определить и выразить отношение рассказчика к герою.

Содержание и структура представленного выше речевого урока подчинены основной цели – научить школьников составлять характеристику литературного героя на основе его словесного портрета. Но реализация этой цели еще не является залогом того, что школьники самостоятельно смогут создавать портретные описания и включать их в высказывания разных жанров.

Последняя (и самая главная) составляющая речевого урока – это создание учащимися собственного высказывания. Таким образом, постигая законы портретной характеристики героя на примере художественных произведений, ученики, следуя им, создают собственные портретные описания, что, в свою очередь, помогает им глубже постичь формы субъективной организации эпического текста, уяснить то, что при любом способе портретной характеристики именно авторская позиция определяет ее, акцентируя в предмете изображения те черты, которые способны наиболее ярко выразить характер, наполнить внешность идейно-эмоциональным отношением автора.

При изучении теоретико-литературных понятий очень важно выявить и представить те изобразительно-выразительные средства, с помощью которых писатель создает особенный колорит и атмосферу в своем произведении. Для этих целей можно взять опыт отдельного учителя. А. Т. Грязнова из Москвы предлагает следующий способ решения этой проблемы на примере сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители".

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Апробирование методов и приёмов, направленных на формирование теоретико-литературных понятий при изучении лирических произведений
Выявленные в ходе констатирующего эксперимента пробелы в знаниях изобразительно-выразительных средств и прочих литературных понятий определили основные задачи формирующего этапа: - Расширить знания д ...

Методы изучения произведений на уроках чтения
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. Исходя ...

Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения
Овладение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Но когда же учащихся сам тянется к знаниям? Тогд ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru