Этнокультурное воспитание

Фольклор в наши дни является объективной ценностью представляющей собой самобытную целостную систему эстетического и нравственного воспитания. Мы рассматриваем фольклор как универсальное, дидактическое и развивающее средство и его социализации. Фольклор учитывает возрастные психологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.

Поэтика русской речи необходима ребенку для благополучного эмоционального развития. Обращение в детстве к старейшим языковым и музыкальным формам необходимо и закономерно, так как они духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Возрождение народных, обрядовых и календарных праздников в наше время практикуется очень интенсивно. Такая непосредственная встрече со своей национальной культурой способна пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мир личности, явится гарантом ее устойчивости, ибо народный праздник всегда выполнял и важные социальные функции. Поскольку в нем человек ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Внутри праздника всегда осуществляется свободное общение, проявляются все формы и виды народной культуры. Другой вариант решения проблемы, личностной заинтересованности ребенка при врастании в национальную культуру связан с принципом образно-игрового «вхождения» в фольклор (разыгрывание). Игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами познавательной деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого, идеально мобилизует эмоции ребенка, его интеллект. Вхождение в национальную культуру в форме игры ставит и ребенка, и педагога в ситуацию первооткрывателей, в ситуацию идеологического общения, креативного творчества.

Игровая сущность пронизывает все детство, а, значит, любое задание на уроке можно сделать игровым. Использование движения на занятиях является не только непременным условием создания образно-игрового фона урока и фольклорного музыцирования в целом, но и благоприятнейшей средой для развития мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей уроков. Восстановление триединства музыки, слова и движения является формой сохранения фольклорного наследия и обязательным условием воспитания гармонически развитой личности. Движение, танец, песня рождаются из ритма. Ритм лежит в основе жизни. Ритму нельзя научить (Э. Ж. Далькрос, Б. Х. Хасельбах), начиная с элементарных движений: хлопков, шлепков, притопов, щелчков пальцами и так далее. Построение игры, игровой ситуации или использование какого-либо игрового приема должно опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также на возрастные особенности и психофизиологические закономерности развития. К игровой терапии можно отнести возрождение традицион6ного бытования жанра пестушки, ибо пестушка может оказать действенную помощь при лечении логоневрозов, при снятии у ребенка боязни невербального контакта, как упражнение на психическую релаксацию и улучшению психо-эмоционального состояния у детей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что только игра может придать обучению фольклору неформальный характер; только игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее; только игра укрепляет связь времен, делает народную культуру живой и насущно-потребностной для ребенка, а значит, только игра может служить гарантом воспроизведения этноса.

Статьи по теме:

Методы изучения произведений на уроках чтения
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. Исходя ...

Правовое воспитание как средство снижения девиантного поведения школьников
Правовое воспитание несовершеннолетних – поколения только еще вступающего в жизнь, имеет особое значение. С детских лет закладываются основы мировоззрения, взглядов, установок, привычек, поведения. И ...

Организация учебно-воспитательного процесса в церковно-приходских и земских школах
Внутренний строй жизнедеятельности данных типов школ был направлен на практическое осуществление поставленных перед ними задач. Так, в церковно-приходской школе реализация образовательных задач являл ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru