Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Статьи о педагогике » Сущность и специфика работы социального педагога в специальной школе-интернате VIII вида » Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 2

В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. Введено понятие, принятое в западных странах, — «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Введено также понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. oligos — малый и phren — ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.

Исследованием проблем воспитания, развития и обучения детей с умственной отсталостью занимаются различные науки: специальная психология, специальная коррекционная педагогика, олигофренопедагогика, дефектология и др.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч. малоумный). Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелином в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Методические рекомендации к организации проектной деятельности
Творческий проект выполняется в соответствии с программой и Учебно-методическим планом предмета технологии. Основными целями проектной деятельности является: · развитие активной творческой личности, ...

Сущность и природа нравственности
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера дейс ...

Факторы становления самооценки младшего школьника
Самооценку с раннего детства формирует воспитание. Воспитание самооценки в ребенке – одна из самых важных задач для его будущей жизни. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru