Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Статьи о педагогике » Сущность и специфика работы социального педагога в специальной школе-интернате VIII вида » Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Страница 1

Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы.

Системный подход в организации помощи в процессе социальной реабилитации умственно-отсталых детей предполагает создание комплексной интегративной социально-педагогической системы помощи и поддержки, основанной на принципах гуманизма.

Важнейшим элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода показал в своих работах А.Н.Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности.

Использование личностного подхода в организации процесса социальной реабилитации поможет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Использование аксиологического подхода предопределяет ценностные ориентации в рамках комплексной реабилитации умственно отсталых детей.

Таким образом, исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики.

Разработкой проблемы оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья занимаются представители различных отраслей научного знания. Междисциплинарный подход позволяет изучить данное явление с философской, социальной, психологической, медицинской и педагогической позиций.

Таким образом, исследование проблемы социальной реабилитации и адаптации умственно отсталых детей должно быть основано на междисциплинарном комплексном подходе.

Для полноценного исследования заявленной проблемы необходимо дать определение существенно важных понятий и терминов: недуг, ограниченная возможность, недееспособность.

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человек;

недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Природные задатки и социокультурные качества в структуре личности подростка
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатом ...

Индивидуальный контроль результатов
Индивидуальный контроль результатов проводится почти на каждом уроке. Это наиболее полноценный метод проверки результатов усвоения, так как в процессе устного ответа учащегося может быть проверено ус ...

Специфика работы учителя логопеда в условиях школьного логопункта
Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общео ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru