Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Статьи о педагогике » Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Страница 1

Профессиональная адаптация студентов вузов, по мнению большинства исследователей (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек), носит стадиальный характер, ей свойственны кризисные периоды. Возникающие внутри возрастных кризисов и протекающие на их фоне адаптационные кризисы, переживаемые обучающимися, на наш взгляд, не инициируются непосредственно возрастом, а потому нетождественны им.

Их появление обусловлено активным вхождением студентов в разные виды деятельности на этапе профессионализации, необходимостью адаптации к ним и к новой системе требований. Вместе с тем адаптационные кризисы сопряжены с возрастными, необходимыми для нормального хода личностного развития и собственно обусловливающими его результаты (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Г. Шихи, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, К.Т. Юнг).

Студенты, осуществляющие вхождение в профессиональное образование и профессиональную деятельность на этапе профессионализации, переживают кризис юности, связанный с апробированием различных ролей взрослого человека, подтверждением правильности профессионального выбора, построением новых связей и отношений с другими, активным освоением профессиональной деятельности. Не являясь тождественным адаптационным кризисам, обладающим специфической природой, кризис юности может оказывать влияние на их возникновение и усугублять характер их протекания у студентов вузов.

Необходимо признать, что стихийный характер возникновения, протекания и преодоления адаптационных кризисов на этапе профессионализации чреват выбором молодыми людьми неадекватных средств их разрешения, деструктивными вариантами развития их личности (приобщение к психоактивным веществам, суицидальные попытки, межличностные конфликты и т.д.), немотивированным уходом из вуза. Для предупреждения негативных проявлений нужна особая образовательная деятельность преподавателей по управлению адаптационным процессом и проектированию кризисов учебно-профессионального развития будущих специалистов, именуемая нами "упреждающей адаптацией".

Существующий комплекс противоречий:

осложнение проблем адаптации студентов на этапе профессионализации и недостаточный уровень психологической готовности школьников к вхождению в образовательную и педагогическую деятельность;

возрастание требований вузовского образования к управлению адаптационным процессом студентов и недостаточный уровень готовности преподавателей к решению этой задачи в режиме проектирования кризисов учебно-профессионального развития субъектов деятельности в период адаптации;

признание необходимости совершенствования процесса управления адаптацией студентов к педагогической деятельности и слабая практическая разработанность адаптирующих средств, направленных на позитивное разрешение кризисов, переживаемых будущими учителями на этапе вхождения в условия вузовской и конструируемой профессиональной реальности обозначает конкретную проблему: каковы содержание и специфика образовательной деятельности педагогов, осуществляющих управление стихийно возникающими кризисами в период адаптации студентов к образовательной и педагогической деятельности на этапе профессионализации?

Практическое решение проблемы возможно в русле концепции упреждающей адаптации, связывающей продуктивный характер разрешения стихийно возникающих адаптационных кризисов на этапе профессионализации с образовательной деятельностью преподавателей вуза по управлению адаптационным процессом студентов и их развитию.

Теоретический анализ существующих подходов к пониманию и интерпретации упреждающей адаптации (А.Б. Георгиевский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.М. Козубовский, Я.Л. Коломинский, М.А. Кремень, Б.Ф. Ломов, Ф.З. Меерсон, ААНалчаджян, Е.И. Сурков, М.Г. Пшенникова) показывает, что в разных исследованиях это понятие по-разному трактуется: а) готовность приспособления к будущему, сформировавшаяся на предыдущих этапах развития (А.Б. Георгиевский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, М.А. Кремень); б) адаптационная стратегия, основанная на предвидении, предотвращении факторов отрицательного действия (В.П. Казначеев, С.В. Казначеев, Ф.З. Меерсон, А.А. Налчаджян, М.Г. Пшенникова); в) предпосылки для будущих приспособлений.

Под упреждающей адаптацией мы понимаем особую образовательную деятельность преподавателей вуза, отражающую три взаимосвязанных направления их профессиональных действий по управлению адаптационным процессом студентов и их развитию: сопровождение, проектирование кризиса учебно-профессионального развития обучающихся и предупреждение негативных проявлений переживаемых ими адаптационных кризисов.

Управление кризисами в адаптации - это сопровождение первокурсников в образовательном процессе вуза преподавателем и предупреждение последствий кризисов путем использования педагогом специально разработанных адаптирующих средств, создания оптимальных условий для становления субъектов собственной образовательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Пять шагов организации игрового процесса
Первый шаг —демонстрация песочницы. Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действител ...

Обучение детей старшего дошкольного возраста аппликации из соломки
Следующим этапом нашей работы был формирующий эксперимент, т.е. обучение детей старшего дошкольного возраста, посещающих кружок, аппликации из соломки, который проводился в течение примерно двух меся ...

Содержание работы по развитию внимания детей 5 года жизни с помощью подвижных игр
Формирующий этап проводился с октября 2010 по апрель 2011 года. На этом этапе была поставлена задача: спроектировать и апробировать серию подвижных игр, направленных на развитие внимания у детей сред ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru