О российских программах дошкольного образования

Статьи о педагогике » Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании » О российских программах дошкольного образования

Страница 1

Среди факторов, влияющих на эф­фективность и качество образова­ния детей в ДОУ, важная роль при­надлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процес­са в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концеп­цию дошкольного образования, фикси­рует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специа­лизированная, парциальная програм­ма) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализа­ции программы устанавливаются вид и категория ДОУ.

Современная дифференциация до­школьного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании про­грамм и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательно­му учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из ком­плекса вариативных выбирать те про­граммы, которые наиболее полно учиты­вают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских са­дов, осваивая разные программы, мо­гут вносить в них изменения (основа­ние: п. 19 Типового положения о до­школьном образовательном учрежде­нии), не нарушающие общей концепту­альной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализа­ции, социально-экономические, эколо­гические, климатические условия, куль­турные, национальные и другие особен­ности своих регионов (область, край, ре­спублика). Воспитатели могут также ис­пользовать (адаптировать) лучший ми­ровой педагогический опыт. Таким обра­зом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, ва­риативность) программ рассматрива­ется как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие ин­дивидуальности ребенка, учесть образо­вательные запросы семьи, уровень и на­правленность работы ДОУ, а также спо­собствовать развитию инициативы и творчества педагогов.

Сегодня в дошкольных образователь­ных учреждениях Российской Федера­ции, в общеобразовательных учрежде­ниях, которые посещают дети дошколь­ного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в раз­витии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об обра­зовании» реализуются общеобразова­тельные программы, которые подразде­ляются на основные и дополнительные.

Анализ современной ситуации пока­зывает, что наряду с недостаточной ин­формированностью о современном ви­довом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учиты­вают, как избранные ими программы со­относятся со спецификой образователь­ного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совмес­тимость программ.

Вместе с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педаго­гов, осознанного выбора и компетент­ной реализации образовательных про­грамм. В этой связи становится очевид­ным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ре­бенка дошкольного возраста.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Возрастные особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
Г.А. Урунтаева считает, что элементарным проявлением внимания выступает реакция сосредоточения, когда малыш как бы устанавливает свой анализатор так, чтобы лучше воспринять сигнал. На 2-3 неделе жизн ...

Теоретическая модель спортивной культуры учащихся младших классов
В последнее время в рамках научного, в том числе социологического, исследования спорта все чаще используется понятие "спортивная культура", хотя ему даются различные интерпретации. При всех ...

Элементы принципа народности воспитания по учению Ушинского К.Д.
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский К.Д. считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школ ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru