Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Статьи о педагогике » Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей ВУЗа

Страница 4

Подразделим их на общие и частные. Сущностной характеристикой первых выступает их универсальность, т.е. способность приводить субъекта деятельности к адаптивному состоянию в период вхождения как в профессиональное образование, так и в профессиональную деятельность, вторых - к конкретному аспекту новой реальности.

Поведение адаптанта может быть реализовано посредством сформированных механизмов, запуск и функционирование которых обеспечивались уже на предыдущих этапах развития, и формирующихся, становление которых завершается на этапе профессионализации.

В качестве ведущих процедур адаптации студентов к педагогической деятельности, обеспечивающих формирование идей об исполнении учебного и учебно-профессионального поведения, его новых и измененных схем, выделены экстериоризация, научение через моделирование, а также самоэффективность, антиципация и рефлексия.

Анализ исследований по проблеме адаптации студентов и начинающих учителей (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Х.Й. Лийметс, Б.Я. Недзвецкий, М.И. Педаяс, В.А. Сластенин, А.А. Реан, Ф.Р. Юзликаев) показывает, что процесс и результат вхождения в образовательную среду вуза и конструируемую преподавателем профессиональную реальность целесообразно осуществлять на основе совокупности критериев.

Следуя логике антропологического подхода, в качестве концептуальных критериев адаптации студента выделены следующие: умение находить баланс между необходимостью самореализации в вузовской и конструируемой профессиональной реальности и соответствующими ограничениями, налагаемыми внешней средой; обладание ценностью развития; активная позиция в период адаптации, выражающаяся в продуцировании идей, в создании проектов в учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности; высокий уровень развития рефлексии как способности воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать.

Фактические критерии адаптации к педагогической деятельности определены с учетом вхождения студентов в учебно-познавательную, коммуникативную и учебно-профессиональную деятельность на этапе профессионализации:

критерии дидактической адаптации: успеваемость, самоэффективность в учебно-познавательной деятельности, желание учиться, мотивы учебно-познавательной деятельности, активность, самочувствие, настроение, ситуативная тревожность;

критерии социально-психологической адаптации: социометрический статус, удовлетворенность во взаимоотношениях в учебной группе, представления о ней, тревожность в сфере общения со сверстниками и преподавателями, уровень благополучия взаимоотношений в учебной группе, индекс изолированности; критерии профессиональной адаптации: представления о педагогической профессии, удовлетворенность профессиональным выбором, мотивы учебно-профессиональной деятельности, профессиональные компетентности

Выделенные нами критерии адаптации позволяют произвести оценку адекватности и реалистичности модели упреждающей адаптации студентов к педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

МХК как средство развития личности современного школьника
В каждой школе, какой бы она не имела профиль, есть предметы как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Наличие их необходимо для гармонического развития личности ребенка, а главное для фор ...

Организация социально-педагогического взаимодействия для обеспечения работы с учащимися «группы риска»
Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися «группы риска» представляет собой координацию профессиональных усилий специалистов д ...

Требования к организации игр детей
В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также, по мнению Е.Е ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru