СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции

Страница 4

Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);

Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос); по месту и типу поселения (регион, город, село, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, ТВ, кино и др.);

Микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - профессиональные, общественные и др.).

Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации — читатели одной га­зеты, слушатели определенной радиостанции, зрители тех или иных телеканалов. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК не имеет однозначного ответа.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», Радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительно «раз­множающиеся» местные студии кабельного телевидения, многочисленные сельские и районные радиостудии и га­зеты, «приход» видео в семью и т. п. позволяет рассмат­ривать СМК как микрофактор социализации.

Но два обстоятельства позволяют считать, что, по крайней мере, сегодня и в ближайшем будущем, СМК являются, главным образом, мезофактором социализа­ции. Первое то, что общероссийские СМК имеют специ­фические аудитории, ибо те или иные из них предпочи­тают читать, слушать, смотреть определенные половоз­растные и социально-культурные группы населения. Второе то, что, во всяком случае, в настоящее время в каждых области, крае, республике действуют радио и телестанции, аудитории которых так или иначе вклю­чают в себя большую часть населения, а местные газе­ты обогнали по числу подписчиков центральные. О том же косвенно свидетельствуют и материалы мас­сового опроса, показывающие снижение общего уровня неизбирательного потребления информации. Телесмотре­ние, чтение газет и радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют, в первую очередь, обстоя­тельства ее повседневной жизни, постольку этот выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по ко­торым идет соответствующая информация.

СМК играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи пере­дачах. Причем, видны явные половозрастные разли­чия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщи­ны — телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12—13 лет подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения 72% аудитории проявляет интерес к новостям, 63% — сериалам, 39% —к эстраде, 33% —лоте­реям и викторинам, 29%—к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы (чаще других читают — 36%), историческая литература (24 %), приключенческая (20%), любовные истории (19%).

Говоря о влиянии на человека средств массовой ком­муникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно­ образные, противоречивые, несистематизированные све­дения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Характеристика дисграфических ошибок учащихся 2 и 3 классов
письменный речь дисграфический ошибка Материалом для исследования послужили письменные работы детей 2 и 3 класса. В эксперименте участвовали дети в возрасте от 8 до 10 лет. Собранный языковой материа ...

Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса ...

Подготовка к исследовательской работе
Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое изучение, опытно-экспериментальную дея­тельность, обоснование научно-методических выводов и ре­комендаций. В университете ее орг ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru