СМК на современном этапе развития общества. Понятие, функции

Страница 5

Иметь это в виду особенно важно еще и потому, что средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Как источник ин­ формации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов.

Большую роль играют СМК в развитии чело­века. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуника­ции вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оску­дение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посто­ронним знакам», в результате чего люди будут «казать­ся многознающими, оставаясь в большинстве невеж­дами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых». С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению.

Это действительно имело и имеет место у многих людей, но при этом полезно иметь в виду, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем необязательно стали бы читателями.

Некоторые исследования показывают, что влияние СМК на раз­витие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследо­вания, проводимые во Франции, показали, что телесмот­рение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.

Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словар­ного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушате­ля, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъ­ектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности человека к взаимодействию с СМК (пока в наших школах его пытаются готовить лишь как читателя); включенности СМК в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все дети, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального разви­тия. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

В принципе влияние СМК на развитие конкретного человека имеет опосредствованный характер. Во-первых, оно опосредствовано феноменом «двуступепчатого по­тока информации»: идеи распространяются от СМК к «лидерам мнений», в большинстве своем неформальным, а от них — к их менее активным последователям. Во-вторых, оно опосредствовано тем, что, как отмечает аме­риканский ученый И. Клеппер, в массе своей люди имеют тенденцию пользоваться теми сообщениями мас­совых коммуникаций, которые согласуются с уже имею­щимися у них интересами и установками. Сознательно или неосознанно они избегают противоположного на­строя. Если же они и входят в соприкосновение с чуж­дыми этому настрою материалами, то часто их не воспринимают совсем, переделывают или истолковывают так, что они совпадают с их взглядами, или забывают с большей легкостью, чем то, что их интересует.

СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценност­ных ориентации личности.

Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, услови­ями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, теле­ видение показывают самые различные нормы и стандар­ты жизни. И большие группы, и конкретные люди дале­ко не всегда в состоянии трезво оценить возможности их реализации, имеющиеся в обществе, у конкретных людей. В результате в массовом порядке формируются потребности, которые слабо или совсем не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активно­сти), так и к негативным (активность может, приобре­тать антисоциальный характер).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Требования к организации игр детей
В игре должна быть обеспечена двухпозиционность: сочетание ситуативной (воображаемой) и надситуативной (смысловой) позиции. Иначе это будет не игра, а действия по правилам. Важно также, по мнению Е.Е ...

Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку
Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Освоение слова учащимися — процесс достаточно сложный и дли­тельный, требующий от учителя опре­деленной филологической, психол ...

Программа профессиональной ориентации подростков
Возрастные особенности подростка и тенденции развития современного общества неуклонно повышают возрастные границы самоопределения школьников, даже по сравнению с предыдущими годами. С другой стороны, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru