Психолингвистические исследования деятельности и речевой деятельности

Статьи о педагогике » Изложение как вид работы по развитию речи » Психолингвистические исследования деятельности и речевой деятельности

Страница 1

Теория деятельности в отечественной психологии была разработана А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Основу теории составляла идея речи как специфической деятельности человека.

Леонтьевым также была определена речевая деятельность как единство общения и обобщения, как одновременное осуществление нескольких функций языка. Под функцией языка он понимал те характеристики речевой деятельности, которые проявляются в любой речевой ситуации. К ним он отнес следующие: коммуникативную (функция общения); когнитивную (функция осуществления по средствам языка познания); функция овладения обществом исторического опыта человечества; функция национально-культурная (кумулятивная функция).

Деятельностный подход к речи оказался плодотворным, так как позволил А.А. Леонтьеву определить:

1. Место речи в контексте интеллектуальной деятельности человека.

2. Рассмотреть структуру речевого действия по аналогии со структурой деятельности вообще.

3. Определить структуру операций и выявить основную характеристику речевой деятельности - целеположенность.

В последствии теория речевой деятельности развивалась в трудах И.А. Зимней, в ее трудах речевая деятельность - не компонент другой деятельности, как у Леонтьева, а самостоятельный вид деятельности. Под речью она понимает способ формирования и формулирования мысли по средством языка, в говорении или письме, в слушании или чтении. Поэтому в ее понимании речевая деятельность - это проявление общей речевой способности человека, она формируется у него на основе биологических и генетических предпосылок как готовности к образованию и оперированию знаковой языковой системы.

Деятельность по теории Леонтьева и Зимней есть форма активного целенаправленного взаимодействия человека с окружающим миром отвечающего в вызванном это взаимодействие - потребности, как нужде или необходимости в чем-то.

Деятельность - это процессы, которые характеризуются тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет) всегда совпадают с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности (мотивам).

И.А. Зимняя дает определение речевой деятельности. Речевая деятельность - это активный целенаправленный опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией общения процесс передачи и приема сообщения.

Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность определяется рядом характеристик:

1) структурой организации;

2) предметом содержания;

3) работой поиско-физиологических механизмов.

Предметом речевой деятельности является мысль, как форма отражения предметов и явлений окружающей действительности, в их связях и взаимоотношениях.

Цель речевой деятельности зависит от ее вида: для говорения и письма - выразить свою мысль, для аудирования и чтения воссоздать и осмыслить заданную мысль.

Продуктом речевой деятельности, то есть тем, в чем воплощается деятельность, может быть идеальным (умозаключение) или материализованным (текст).

Результатом речевой деятельности в рецептивных видах (аудировании и чтении) является понимание или непонимание, и последующее говорение, а в продуктивных видах - реакция на высказывания.

Психофизиологические механизмы

Механизмы речевой деятельности представляют собой сложное многоуровневое образование, каждое из звеньев которого тесно связано с другими, собственно речевыми механизмами, основываются на действии общефункциональных механизмов (мышлении, памяти, опережающего отражения).

Механизмы речевой деятельности были изучены и описаны Н.И. Жинкиным. Исследуя механизмы речи, он определил два важнейших качества: двусторонность и комплиментарность. Эти качества механизмов речи позволяют представить их в виде иерархической системы.

На I ступени по мнению Н.И. Жинкина, функционируют два механизма: механизм приема и механизм выдачи информации, они комплиментарны и представляют собой две стороны речевого общения.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Письменная проверка результатов обучения
К методам письменной проверки результатов обучения относятся письменная контрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменные домашние задания, письменный учет знаний отдельных уч ...

Классификация и структура лекций
Существуют классификации лекций по различным основаниям: · месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.); · преимущественной форме обучения (лекции при очном, ...

Практическое значение социальной педагогики
Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе. В начале 90-х гг. в России была введена но ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru