Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития

Статьи о педагогике » Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития » Диагностика и оценка готовности к школе детей 6 – 7 лет с задержкой психического развития

Страница 6

3 уровень готовности представили дети с ЗПР Настя Г. и Максим К. основные мотивы внешний и игровой. За счет пониженной общей осведомленности дети с трудом отвечали на вопросы.

Итак, результат констатирующего эксперимента показали, что лучше всего подготовленными к школе оказались дети с нормальным развитием. У них наблюдалась высокая познавательная активность, были сформированы навыки осознанной саморегуляции деятельности и поведения, развита аналитико-синтетическая деятельность. У детей с нормальным развитием преобладают познавательный, социальный, мотив получить отметку. У детей с ЗПР имеют место внешние, позиционные и игровые мотивы, что свидетельствует о несформированности ВПШ.

Таким образом, у детей с ЗПР наблюдается пониженный уровень обучаемости. Этих дошкольников отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: внимание детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются его колебания, неравномерная работоспособность; снижена скорость выполнения перцептивных операций; память ограничена по объему, отличается невысокой прочностью запоминания, неточностью воспроизведения. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не формируются соответствующие возрастным возможностям предпосылки логического мышления: детям лучше удается обобщать на основе наглядности, вербальный вариант вызывает затруднения, при сравнении опираются на случайные признаки. Недостаточно сформирована интеллектуальная и личностная готовность к школьному обучению у детей с ЗПР усугубляется ослабленным общим физическим состоянием, что приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости. Снижены и речевые возможности детей: их высказывания отличаются преимущественно малым объемом, в них присутствует много повторов, пауз; часто допускаются неточное употребление житейских понятий, лексические замены; словарный запас детей ограничен, знания об окружающей действительности скудны. Слабо развита речевая регуляция, ее осознанность и контроль. В эмоционально-волевой сфере отмечаются общая незрелость и некоторое недоразвитие сложных форм поведения; плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям педагога. К моменту поступления в школу у большинства детей с ЗПР доминируют игровые мотивы.

Более низкий уровень готовности к школьному обучению показали Максим К. и Настя Г. У них преобладают игровые мотивы. Дети с трудом выполняли задание самостоятельно, им необходимо было активное участие взрослого. Дети часто отвлекаются, быстро устают, уходят от интеллектуальных усилий, отвлекаются от сути задания и переходят к обсуждению несущественных деталей. Средний уровень готовность продемонстрировал Дима Д., преобладают внешние мотивы. Затруднялся долговременно удерживать внимание на одном виде деятельности. При выполнении задания часто принимал лишь общую цель деятельности, при этом не осознавал (или терял) большинство правил выполнения задания. На более высоком уровне готовности оказалась Настя К. преобладают позиционные мотивы. Правильно следовала указаниям взрослого, при напоминании осуществляла контроль, в основном при анализе результатов давала адекватную оценку.

Таким образом, учитывая результаты констатирующего эксперимента (рис. 1), для преодоления, описанных выше проявлений отставания и недостатков развития, связанных с готовностью к школе, была проведена коррекционно-развивающая работа с детьми.

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

Рис.1 Уровень сформированности произвольности и саморегуляции познавательной деятельности у детей 6 – 7 лет с ЗПР и нормальным развитием,%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru