Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития

Статьи о педагогике » Особенности готовности к школьному обучению детей шести-семи лет с задержкой психического развития

В последнее десятилетие ХХ в. особо остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизическому состоянию либо занимают положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны.

Важно отметить, что на фоне снижения рождаемости увеличивается число детей с нарушением психического развития. Так за период с 1995 по 1999 г. По данным Госкомстата РФ, число детей с задержкой психического развития увеличилось на 20,2%.

Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Проблема готовности к школьному обучению является актуальной для психологической науки вообще, и специальной психологии в частности.

Переход на повсеместное обучение детей в массовых школах с 6 лет ставит задачи, связанные с диагностикой детей с ЗПР и оценкой психологической готовности детей этой категории к школе

Исследования У.В. Ульенковой показали, что дети 6-9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация, они имеют низкую работоспособность, не достаточную саморегуляцию. У этих детей отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР выявляются более низкая общая способность к обучению, несформированость устойчивой познавательной мотивации, низкая поисковая активность, слабая речевая регуляция действий, недостаточная их осознанность и контроль, эмоциональная неустойчивость, наличие импульсивных реакций, неадекватная самооценка, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема ранней коррекции ЗПР. Без квалифицированной педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к 6 годам, но и к 7 годам.

В исследованиях Т.А.Власовой, М.С.Певзнер, К.С.Лебединской, В.И. Лубовского и других указано, что своевременное изучение и формирования общих умственных способностей к усвоению знаний ребенком, возможно лишь в связи и на основе изучения его как субъекта интеллектуальной (учебной) деятельности.

Исходя из выше изложенного, была определена тема выпускной квалификационной работы "Особенности готовности к школьному обучению детей шести - семи лет с задержкой психического развития ".

Цель исследования: выявить особенности и обосновать условия, обеспечивающие эффективную подготовку детей с ЗПР к школьному обучению.

Объект исследования: состояние психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Предмет: особенности и условия формирования психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

Задачи исследования:

· Раскрыть сущность психологической готовности детей 6 – 7 лет с ЗПР к обучению в школе на основе изучения психолого-педагогической литературы.

· Провести диагностику готовности к школе детей с ЗПР.

· Оценить уровень готовности к школьному обучению детей с ЗПР.

· Определить условия эффективной подготовки к школе дошкольников с ЗПР.

Гипотеза: подготовка детей 6 - 7 лет с ЗПР к обучению в школе будет проходить эффективно в процессе коррекционно-развивающей работы, при следующих условиях:

- формирования общей способности к обучению, развития умения учиться в процессе всех видов деятельности;

- овладения структурными компонентами интеллектуальной деятельности;

- развития способности к речевому опосредованию, самоконтролю.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической литературы;

-наблюдение;

-тестирование;

- педагогический эксперимент;

-беседа;

-анализ продуктов деятельности.

База исследования ДОУ №8 комбинированного вида (специализированная группа), ДОУ №79 (подготовительная логопедическая группа).

Статьи по теме:

Методика исследования синестезии у школьников 6, 8, 10 классов
В процессе учебной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые психологические задатки. У каждого человека разнообразны сочетания синестетических способностей и фу ...

Особенности проведения кружка «Изонить»
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребенка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задач ...

Влияние игры на развитие познавательных способностей младших школьников
Человек по своей биологической сути является существом разумным, то есть понимающим смысл своего существования и умеющим осознанно реализовывать его в своей жизни. Такой статус приобретался человеком ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru