Обследование состояния звукопроизношения ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статьи о педагогике » Коррекция сигматизма шипящих звуков у старших дошкольников с ОНР » Обследование состояния звукопроизношения ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. При логопедическом обследовании детей нужно, прежде всего, детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, тщательно обследовать состояние звукопроизношения, определить состояние фонематического восприятия.

Индивидуальное всестороннее обследование речи ребенка способствует наиболее точному установлению уровня его речевого развития. В целях более эффективного использования периода обследования, процесс которого требует больших временных затрат, были использованы не только методы индивидуального обследования с использованием наглядного материала, но и процесс наблюдения за ребенком в свободном общении, в играх и на занятиях с логопедом.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения № 14 компенсирующего вида в период с 11. 02. 2008 по 15. 03. 2008 года. В нем принимал участие ребенок пяти лет, Катя Е., с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня, который посещает индивидуальные и фронтальные занятия с логопедом.

При обследовании речи было изучено строение и подвижность органов артикуляционного аппарата, состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, уровень сформированности словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а также слоговой структуры слова. Кроме того, определен тип дыхания, темп речи, состояние голоса и тонкой моторики рук.

В ходе обследования были получены следующие результаты в отношении общего звучания речи девочки: темп быстрый, голос слабый, речь разборчивая, дыхание поверхностное.

Относительно строения артикуляционного аппарата выявлено следующее: губы нормальные, количество зубов соответствует возрасту, прикус нормальный, небо высокое, язык нормальный, состояние подъязычной уздечки без отклонений. Подвижность губ осуществляется без затруднений, но подвижность языка по заданию затруднена, движения выполняются в медленном темпе, наблюдаются ошибки при переходе от одного задания к другому. Тонкая моторика рук недостаточно развита.

Катя хорошо понимает обращенную речь, способна выполнять двухступенчатые инструкции.

При обследовании связной речи определены следующие особенности: девочка пользуется простыми распространенными предложениями (ребята пускали кораблики), но в них иногда нарушается порядок слов (на окошке кошка белая лежит). В связи со слаборазвитой памятью Катя не может осуществить пересказ прослушанного текста.

В речи девочки имеются аграмматизмы: нарушено согласование существительного с числительным (пять стулов – пять стульев), существительного с притяжательным прилагательным (петухин хвост – петушиный хвост), нарушено образование существительных родительного падежа, множественного числа (много лисов – много лис). Катя правильно образует уменьшительно-ласкательные существительные (домик, грибок). Девочка не умеет образовывать новые слова с помощью приставок.

В отношении состояния словаря выявлено следующее: пассивный словарь развит достаточно, но Катя не понимает измененные значения слов, выраженные приставками (зашел, пришел, вышел, ушел). Активный словарь находится на бытовом уровне. Катя знает назначения предметов (для чего нужен холодильник? – для еды, для чего нужен пылесос? – чтобы пылесосить). Умеет подбирать обобщающие слова (назови одним словом платье, штаны, кофту, шубу – одежда; кастрюлю, кружку, тарелку, ложку – посуда). Знает видовые понятия (каких ты знаешь животных? – медведь, лиса, белка, кошка). Умеет подбирать прилагательное к существительному (назови картинки – синяя машина, красное платье), глаголы к существительным (что делает врач? – лечит, что делает повар? – готовит еду). Катя понимает и использует простые предлоги (на, под, в, около, за), но не понимает значение составных (из-под, из-за). В основном девочка использует в речи существительные, глаголы и качественные прилагательные.

В отношении слоговой структуры слова определено, что Катя умеет правильно произносить двух - трехсложные слова. В словах с большим количеством слогов встречаются перестановки и пропуски (мицилионер – милиционер, ходильник – холодильник).

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Реализация комплекса методических мероприятий организации взаимодействия ДОУ и семьи по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Успешность процесса развития лексико-грамматического строя речи во многом зависит от правильно организованной совместной работы воспитателя и родителей детей. Комплексный подход предполагает активное ...

Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории
В педагогической системе великого русского педагога Ушинского К.Д. ведущее место занимает его учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности ...

Характеристика детей с задержкой психического развития. Пути практического овладения письмом
При анализе имеющейся литературы можно выделить 4 разных подхода к проблеме изучения и обучения детей данной категории (иногда эти подходы выступают в сочетании): Широко распространен взгляд в больши ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru