Значение и принципы изучения литературы в школе

Страница 1

Изучение теории литературы помогает ориентироваться в художественном произведении, в творчестве писателя, в литературном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывать серьезное отношение к духовным богатствам, вырабатывать принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль, способствует формированию эстетических вкусов. Новое в искусстве лучше поймет и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы развития школьников, и для усвоения других учебных предметов.

Современное литературоведение различает 3 круга теоретических проблем. Одни из них связаны с общими свойствами литературы, другие – со структурой художественного произведения, третьи – с особенностями литературного процесса.

Кардинальная проблема теории литературы – эстетическое отношение литературы к действительности. Специфику, роль, место литературы среди других форм общественного сознания характеризует так называемые общие понятия. Коренные свойства литературы преломляются и модифицируются в художественном произведении различных родов и жанров, в творческих направлениях, методах и индивидуальных стилях и получают реальное бытие, "материализуются с помощью изобразительно-выразительных средств – словесных и "надсловесных"". В сфере коренных проблем теории литературы, в свете ее общих понятий должны изучаться понятия "частные". Нельзя говорить о народности творчества писателя, не обращаясь к идейно-художественной концепции произведения, е его структуре, особенностям типизации, своеобразию языка. Но изучение стилевых особенностей произведения (и формирование на этой основе определенных понятий) вне широких методологических подходов ничего, кроме классификационных сведений не дает.

Логика науки всегда вступает в противоречие с логикой учебного предмета, и мы начинаем изучение элементов теории литературы не с вопросов особенности словесного искусства, а с того, что ближе и доступнее школьникам младшего возраста, - с тех понятий, которые характеризуют героев и сюжетно-событийную сторону эпических произведений, а лишь в дальнейшем обращаемся к понятиям более сложным. Понятия, связанные с историко-литературным процессом, в школе представлены значительно беднее, поскольку и сам историко-литературный процесс в средних классах вообще не изучается, а в старших рассматривается только в некоторых моментах. Из этой категории понятий ученики знакомятся с понятиями родов и жанров литературы, в старших классах – с понятиями художественного метода, классицизма, романтизма, реализма, стиля писателя. Но в средних классах работа над освоением своеобразия жанров, при всей ее важности, носит все же вспомогательный характер, а в старших – вписывается в рамки овладения общими понятиями.

Необходимо пересмотреть цели и задачи современного школьного образования, и в первую очередь, цель изучения учебного предмета литература, так как в рамках только этого школьного предмета и формируются навыки восприятия, осмысления и интерпретации текста, причем текста самой сложной организации – эстетической. А как совершенно справедливо было замечено одним из ведущих современных методистов А. И. Княжицким "формирование читательских умений, главного из них, которому подчинены все остальные, - умения истолковывать художественный текст – гарантирует возможность понять и истолковать любой текст".

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опы ...

Особенности изучения методики на современном этапе
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процесс ...

Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далекому» – от любви к родителям (точнее, к родному дому), к детскому саду, к улице, городу до любви к род ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.freshedu.ru